00:00, 9 октября 2004 года

ЖКХ Ставрополья может работать эффективно

Отрасль нуждается в экстренном лечении.

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из важнейших отраслей территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду, так что ее реформа является ключевым вопросом социальной и экономической политики. Недаром еще в 1996 году одним из первых постановлений губернатора Черногорова была утверждена Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ставрополья на 1997-2003 годы, основными целями и задачами которой стал перевод его в режим безубыточного функционирования, обеспечение населения необходимым качеством и количеством услуг, совершенствование системы управления. И в тех районах и городах края, где объемы управления и обслуживания позволили это сделать, функции заказчика и подрядчика были разделены. На сегодняшний день в крае успешно работают восемь служб заказчика.

Одним из достижений реформирования отрасли является и создание расчетно-кассовых центров по работе с населением в части приема платежей, что позволило повысить их собираемость.

На начало текущего года в крае работает 259 товариществ собственников жилья, из них в домах-новостройках – 108, что также является следствием выполнения Программы. Кроме того, Программой была предусмотрена социальная защита малоимущих слоев населения. одним из основных рычагов ее является предоставление субсидий.

В рамках Программы проведена инвентаризация задолженности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, перед поставщиками теплоэнергетических ресурсов. По состоянию на 1 мая 2004 года сумма задолженности составила 665 млн. рублей. Правительство края приступило к поэтапному погашению задолженности, для чего в бюджете на 2004 год предусмотрены средства в сумме 100 млн. рублей.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия по реформированию ЖКХ, доминирующей тенденцией последних лет все-таки стал рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Наметившиеся было подвижки по демонополизации обслуживания жилья и прихода частного капитала на данный рынок так и не нашли своего должного продолжения.

Сохранение бюджетного финансирования и его недостаточность привели к резкому увеличению износа основных фондов. Выделение средств в 2003-м – фактически составило 72% к нормативу. А ведь это было вдвое больше, чем в 1997 году. В результате в крае более одного миллиона квадратных метров разрушенного кровельного покрытия, около 300 тыс. кв. метров мягкой кровли требуют переоборудования на шатровые. Аналогичное положение в теплоэнергетическом хозяйстве. При ежегодном росте потребности в капитальном ремонте освоение средств составило от 11 до 15 процентов к нормативу. В результате из 781 котельной 600 морально и физически изношены, 16% тепловых сетей нуждаются в замене.

В водопроводно-канализационном хозяйстве более восьми тысяч километров водопроводных сетей служат более 20 лет, почто три с половиной – от 15 до 20 лет. Износ составляет 70-100%.

В лифтовом хозяйстве из 2549 лифтов 625 исчерпали нормативный срок эксплуатации.

Для выхода из сложившейся ситуации необходима концентрация инвестиционных ресурсов, направление их в первую очередь на модернизацию отрасли, а не на «латание дыр», и в объеме, достаточном для осуществления кардинальной реконструкции отраслевой инфраструктуры.

Средства, которые необходимы на вышеназванные мероприятия, составляют свыше 24 млрд. рублей, в том числе только на модернизацию теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйства – около 15 млрд. рублей.

Для изменения ситуации в ЖКХ необходимо одновременно со структурными преобразованиями увеличить финансирование данной сферы из внебюджетных источников, обеспечить приток инвестиций в комплексное обновление основных фондов, создать привлекательные условия для частного бизнеса и кредитования со стороны банковского сектора. Значительный инвестиционный потенциал отрасли теряется сегодня из-за неэффективности управления и применяемых технологий.

Существующая в крае жесткая интегрированная структура управления монопольными видами деятельности в виде государственных унитарных предприятий позволяет провести акционирование данных предприятий, не нарушая сложившейся системы управления производственным процессом. При этом созданные крупные акционерные общества (с контрольным пакетом акций в государственной собственности) будут более привлекательными для инвесторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия городов и районов края также должны быть акционированы с сохранением контрольного пакета акций в государственной или муниципальной собственности. Важно отметить, что акционирование обеспечит равные юридические права для всех участников рынка и будет способствовать развитию полноценных договорных отношений и привлечению частного капитала в жилищную сферу.

В свете вышеизложенного по поручению Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, губернатора края разработана новая организационно-экономическая модель управления жилищно-коммунальным комплексом Ставрополья. Над ней трудились группа столичных ученых совместно со специалистами министерства ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края, руководителями-практиками ЖКХ края. При этом учтены ограниченные возможности краевого бюджета и предусмотрены в качестве дополнительных источников финансирования Программы средства федерального и местных бюджетов (с учетом ведомственной принадлежности жилья).

В данной статье мы не ставим целью полностью раскрыть положения краевой целевой Программы по реформированию и модернизации ЖКХ СК на 2004-2006 годы и на период до 2010 года, а лишь обозначим цель разработанной модели: снижение производственных и финансовых издержек предприятий регионального и муниципального уровня, объединенных по прямым производственным связям до момента завершения интегрированного производства в контуре организованного Некоммерческого партнерства (через центральную управляющую компанию), а также на производственных паевых участках, организуемых партнерами в «слабых» местах незавершенного производства. В том же контуре корпоративной деятельности важно отметить, что Некоммерческое партнерство управляет Программой как внебюджетный контрагент, работая под контролем бюджетного государственного агента – министерства ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края.

Что касается цели системы, то она включает в себя организацию взаимодействия партнеров-участников целевой Программы, в основном на договорах о совместной деятельности и доверительного управления активами партнеров (ценными бумагами) и определения механизма внутренней капитализации (акционирования и приватизации) без разрушения циклов интегрированного производства, причем при минимуме «живых» денег и максимуме «сквозного» учета по схеме «цехового и бригадного подряда». Особенно важно, что таким путем можно лучше всего минимизировать потери в условиях кризиса общей экономики.

И есть полная уверенность, что прямая заинтересованность и помощь губернатора Ставропольского края и правительства СК в создании благоприятных правовых и экономических условий для организации системы корпоративного управления ЖКХ региона позволит уже в ближайшее время увидеть результаты первой в России целевой Программы по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Е. БАЗАРОВ