От обвала - в подвал
Если дом признан аварийным с угрозой обвала, то его жильцы должны быть выселены оттуда немедленно. Это по закону. Дому, в котором живут Олег Копнин и его семья, такой диагноз поставили год назад. На днях О. Копнин получил очередное письмо из администрации Ставрополя, суть которого такова: вы, товарищ, отказались переселяться туда, куда мы вам предложили, поэтому, извините, исполнить решение суда не имеем возможности. А теперь по порядку.
Улица Ясеновская, в числе немногих сохранившая свое дореволюционное название после 1917 года, знаменита еще и тем, что здесь до сих пор стоит дом, в котором жил писатель Илья Сургучев. Дом же, о котором пойдет речь, находится чуть поодаль - № 54 А. Он был построен в 1860 году - за год до отмены крепостного права. Полутораэтажный. С двумя квартирами. В одной из них проживает семья Копниных, а в другой, похоже, осели временщики, поскольку ответственная квартиросъемщица умерла еще осенью прошлого года.
Сразу после начала перестройки, в 1986 году, дом признали аварийным. Затем – непригодным для постоянного проживания. В прошлом году подсобные помещения, т. е. кухня, коридор, туалет, ванная комната, кладовки и подъезд, получают еще более опасную характеристику – грозящие обвалом. В инженерно-геологическом заключении написано, что «дом может разрушиться даже без ухудшения имеющихся инженерно-геологических и гидрогеологических условий».
Смотреть на отдельные части «тела» просто страшно. Есть трещины, в которые свободно помещается женский кулак, и пустоты, куда можно засунуть палку. На нижнем этаже стоят деревянные подпорки - на их «плечах» держится практически весь верхний этаж. Одна из стен дома постепенно превращается в деревянную труху…
Семья Копниных неоднократно просила администрацию города – переселите нас отсюда, но получала ответ – некуда. Тогда семья обратилась в суд и в мае 2004 года выиграла его: администрацию обязали в десятидневный срок переселить Копниных «в маневренный фонд с последующим обеспечением другим благоустроенным жилым помещением». Решение суда вступило в силу 4 июня.
- Через означенный десятидневный срок, т. е. 14 июня, - говорит Олег Копнин, - я пришел в администрацию, но ничего не добился. Чуть позже приставы возбудили исполнительное производство, а еще через месяц я попал на прием к А. Уткину.
Свободного фонда, как заверил начальник жилищного управления администрации города Олег Максименко, в краевом центре действительно нет. Кроме одного помещения, которому в спешном порядке специальным постановлением главы города придали статус маневренного фонда. Его-то и предложили О. Копнину на приеме у вице-мэра. В июле еще.
Посмотреть на единственного в столице края «представителя» маневренного фонда мне, например, было очень интересно. Это полуподвальное помещение с окнами на уровне земли находится в доме № 197 по улице Дзержинского и вот уже несколько лет пустует (раньше здесь располагался офис общества охотников и рыболовов).
Официальный осмотр помещения состоялся в конце сентября. Чтобы открыть намертво заколоченную дверь, пригласили мастера ЖЭУ. Что внутри? «Это кошмар какой-то», - характеристика жильцов 12-квартирного дома № 197, которые, конечно, тоже вышли поглазеть на свой подвал. Штукатурка ободрана, стены осыпаются, из них вываливаются кирпичи, полы проваливаются… И нет канализации.
- В этом помещении никто не проживал. Оно производственное, а не жилое, - сказала в телефонной беседе с корреспондентом «СП» главный инженер ЖЭУ-5 Галина Шевелева. - Там нет никаких сантехнических приборов, нет канализации. Мы неоднократно обращались в администрацию с просьбой отдать его нам, чтобы мы могли переоборудовать его под жилое, поскольку у нас со служебным жильем очень сложно. Но для этого нужно специально оформлять документы, в т. ч. получить разрешение на переоборудование, заинвентаризировать в БТИ, принять помещение в эксплуатацию. Так положено. После этого уже помещения считаются жилыми.
Увидев помещение своими глазами, О. Копнин от «заманчивого» предложения вселиться туда официально отказался, подписав составленный приставом соответствующий акт. «На Ясеновской одна угроза – обвала, а тут другая – медленного умирания», - сказал О. Копнин. После чего дверь снова забили гвоздями.
А через несколько дней Копнины получили упомянутое письмо из мэрии с таким примерно смыслом: наше дело предложить – ваше право отказаться, так что за исполнение решения суда не отвечаем. Вольный перевод на русский: это наша индульгенция на случай, если обвальный дом вдруг рухнет. Не дай Бог, конечно.
Но есть свет в конце туннеля – в мэрии обещают вселить Копниных не во временное, а уже в постоянное жилье, исполнив вторую часть судебного решения.
- Вопрос о предоставлении Копниным благоустроенной квартиры будет решаться, наверное, в конце года, когда будет сдан в эксплуатацию жилой дом на улице Доваторцев. Несколько квартир в нем предназначено для переселения граждан, проживающих сегодня именно в таких домах, как Копнины, - говорит начальник жилищного управления администрации Ставрополя Олег Максименко. – Копнину вручено письмо, где написано: уважаемый Олег Юрьевич, администрация гарантирует вам предоставление в течение 4-6 месяцев благоустроенного жилого помещения. Кстати, выясняется, что Копнин развелся с супругой и хочет не одну трехкомнатную квартиру, а каждому члену семьи – по однокомнатной, себе, жене и детям.
«Сообразительность», характерная для пострадавших от стихийных бедствий (вспомним всплеск бракоразводных процессов аккурат после наводнения 2002 года) и не только, - ну это что ли национальная черта граждан нашей страны. И это уже вторично. Первична – проблема. Ведь обвальный дом реально угрожает жизни проживающих в нем людей. И жизни Копниных, которые бьют в колокола, и жизни их безмолвствующих соседей из квартиры напротив.
Решит ли проблему дом на Доваторцев? Пока не ясно. Как сообщил заместитель министра ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края Александр Панасенко, Росстрой готов выделить всего 3 млн. 515 тысяч рублей. И, скорее всего, именно на эту сумму в строящемся доме будут приобретены квартиры для аварийщиков, сколько их, квартир, будет – считайте сами.
Но и эти деньги из Москвы еще не пришли. В общем, когда дом будет сдан в эксплуатацию (а смонтирована только «коробка») и будет ли сдан вообще, неизвестно. По словам А. Панасенко, все прояснится, как только будет подписан договор. Между Росстроем, губернатором, муниципалитетом и, возможно, краевым министерством. Но у Копниных уже есть гарантии администрации города за подписью вице-мэра, и пока это единственный документ, вселяющий надежду на завершение строительства.
По некоторым подсчетам, необходимо около 700 млн. рублей для того, чтобы ликвидировать в краевом центре проблему ветхого и аварийного жилья. Соответствующие письма мэрия направила и в правительство РФ, и в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ – с просьбой оказать такую финансовую помощь городу, потому что четверть его территории находится в оползневой зоне. И ждет ответа. Точно так же жители потрескавшихся домов ждут ответа от нее, мэрии…