Всюду свой устав. По нему и жить
На верхней площадке 16-метровой аварской боевой башни не протолкнуться. Далеко-далеко внизу по серпантину грунтовой горной дороги, словно бусинки грандиозного ожерелья, впритык друг за другом стоят сотни машин. Это приехали представители всех городов и районов, всех национальностей Дагестана, чтобы явственно ощутить свою сопричастность подвигу предков. А напротив - крутой склон Турчи-Дага, с которого почти три столетия назад взирал доселе непобедимый иранский завоеватель Надир-шах, «гроза Вселенной».
Оглядев ущелье и горные хребты, горянка в хиджабе и черном длинном платье свободного покроя обернулась к своему спутнику и на чистом русском языке с язвительной усмешкой заметила:
- Напрасно, ох напрасно Надир-шах сюда сунулся…
В 1741 году в ущелье и на склонах гор близ селения Согратль нынешнего Гунибского района произошло сражение, предания о котором передавались из поколения в поколение. И не только потому, что удалось победить персидских захватчиков, уничтожив почти 20 тысяч отборных бойцов. Впервые горцы Дагестана объединились, чтобы защитить свою общую родину. И именно благодаря этому единению предки собравшихся на мемориале «Ватан» дагестанцев одолели едва ли не самую сильную по тем временам армию.
- Героические и патриотические традиции тех, кто разгромил полчища Надир-шаха, были достойно продолжены дагестанцами по фронтам Великой Отечественной войны, - отметил в своем выступлении на митинге председатель Государственного совета Республики Дагестан Магомедали Магомедов.
Глава республики также подчеркнул, что подтверждением единства и сплоченности дагестанцев уже в наше время стали события 1999 года, когда банды международных террористов вторглись на территорию Дагестана.
Инициатором строительства комплекса «Ватан» выступил генеральный директор ОАО «Даг-энерго» Гамзат Гамзатов. Возводя неподалеку высокогорную Гунибскую ГЭС, энергетики параллельно строили мемориал. Проект комплекса, который выполнил известный архитектор Курбанмагомед Керимов, был признан лучшей работой на Всероссийском архитектурном смотре-конкурсе в июне 2002 года. И вот теперь он предстал въявь. Помимо уже упомянутой копии боевой башни аварцев, мемориал включает в себя действующую мечеть с минаретом, концертную площадку, на которой в день торжественного открытия ведущие артисты республики представили литературно- музыкальную композицию «Летопись мужества и братства», изумительные арочные ворота, мощенный естественным камнем двор, разноуровневые площадки, переходы, ограждения.
Хотя на торжестве были сотни людей, председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов и председатель правительства республики Хизри Шихсаитов выкроили несколько минут, чтобы побеседовать с руководителем ставропольской делегации, главным редактором газеты «Ставропольская правда» Василием Балдицыным. А уже на следующий день в здании Госсовета и правительства РД нашу делегацию, в которую входили живущие на Ставрополье этнические дагестанцы, представители средств массовой информации федерального, регионального и местного уровней, официально принял первый заместитель председателя правительства республики Низами Казиев. Многие вопросы взаимоотношений Дагестана и Ставрополья были затронуты, многие проблемы обсуждены. В том числе и такая злободневная, как создание в Ставропольском крае собственного духовного управления мусульман и выборы муфтия.
В Дагестане не понаслышке знают, к чему ведут перегибы в такой деликатной сфере, как религиозные чувства граждан республики. Достаточно вспомнить попытку духовных лидеров сел Карамахи и Чабанмахи создать некий анклав фундаментального ислама, где законы шариата главенствовали бы над Конституцией и законами Российской Федерации и Республики Дагестан. Тогда опасный прецедент пресекли жестко. И сегодня в обоих селах люди спокойно живут и трудятся. Сумело руководство республики нейтрализовать и попытку Басаева придать вторжению его банд в Дагестан религиозную окраску. Дагестанцам убедительно объяснили, что бородачи с автоматами пришли в республику не ислам защищать, а отработать многомиллионные кредиты своих зарубежных покровителей. Но, утверждая приоритет светского государства, подчеркнул Низами Казиев, нельзя забывать и об интересах верующих.
Мы проехали почти всю республику и воочию убедились, что дагестанцы сумели выработать оптимальную схему сосуществования религии и светской власти. В Махачкале заканчивают возведение огромной и очень красивой центральной мечети, по дороге, рядом со многими автозаправочными комплексами и центрами сервиса, построили маленькие комнаты, где каждый проезжающий может беспрепятственно совершить намаз. Но не только в столице, а и в таких отдаленных высокогорных селах, как последний оплот имама Шамиля Гуниб и знаменитые на весь мир Кубачи, мы видели, как рядом с одетой по канонам ислама женщиной совершенно спокойно идет модная девушка в джинсах и с непокрытой головой. Никакого религиозного экстремизма, никакой неприязни к иноверцам члены делегации не заметили.
- Очень многое зависит от личности муфтия, - говорил нам Низами Казиев. - Если духовное управление мусульман Ставрополья возглавит здравомыслящий человек, то проблем у светских властей не будет.
В тот же день делегацию Ставропольского края радушно принял мэр Махачкалы Саид Амиров. Сильный человек, переживший массу покушений, он начал с того, что четко определил стратегию развития города.
- Мы первым делом заменили все коммунальные сети, - рассказал Саид Джапарович. - И не только потому, что те обветшали. Их изначально закладывали из расчета на город с населением не более 240 тысяч человек. А уже сейчас в Махачкале, по данным последней переписи, проживают 560 тысяч человек. Теперь же мощности коммунальных сетей хватит на миллионный город. Сейчас строим подземный тоннель, который позволит осушить все болота, канализационные стоки, подступающие к Каспию.
Те, кто видел город три – пять лет назад, вспоминают, что здесь были перерыты чуть ли не все улицы. И вот теперь, уложив под землю коммуникации, их добротно заасфальтировали. Право, нам о таких дорогах, например, в краевом центре Ставрополья, можно только мечтать. На берегу озера разбивают великолепный парк со множеством аттракционов, в рекордно короткие сроки и вдвое дешевле сметы построили мост, уже определены под снос «хрущевки» в центре города – на их месте скоро вырастут многоэтажные дома улучшенной планировки.
Показал нам мэр Махачкалы и проект памятника русскому учителю. Он обойдется городу в 25 миллионов рублей. Но Саид Амиров намерен во что бы то ни стало его достроить. Так же как и установить памятник Петру Первому, чье имя ранее носила столица республики. Но не только этими символами подчеркивают значимость дружбы с русским народом. За последние годы мэрия выделила более ста квартир русским семьям, вернувшимся в республику. И что поразительно: все это администрация города делает за счет собственных средств, умелого привлечения инвестиций, развития мелкого и среднего предпринимательства. Что же касается отдельных конфликтных ситуаций с участием дагестанцев на территории Ставрополья, то и вице-премьер, и мэр столицы республики подчеркивали: молодежь необходимо воспитывать, надо объяснять вновь приехавшим в соседние регионы, что жить там надо по тем нормам и правилам, какие веками складывались у коренного населения. И делать это должны прежде всего авторитетные члены дагестанской диаспоры и сотрудники постоянного представительства республики.
Встретившийся с делегацией Ставропольского края министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Загир Арухов рассказал, что сегодня республика занимает первое место в Российской Федерации как по приросту населения, так и по темпам жилищного строительства. И действительно, сегодня Дагестан напоминает гигантскую строительную площадку. В столице, вдоль побережья, в горных селах люди строят большие красивые дома в расчете, что здесь будут жить и их дети, внуки, правнуки. Хотя официально уровень безработицы в Дагестане очень высок, на самом деле люди не сидят сложа руки: одни выращивают капусту на горных террасах, другие – абрикосы и персики, третьи изготавливают ювелирные изделия, четвертые на частных КамАЗах занимаются извозом, пятые держат стада коров и овец. Да и власть имущие думают не только о собственной выгоде. В высокогорном селе Уркарах, где всего-то пять тысяч жителей, мы увидели спортшколу с такими игровым, борцовским и тренажерным залами, которым позавидуют в большинстве городов Ставрополья.
Обстоятельный деловой разговор состоялся и с мэром Кизляра Вячеславом Паламарчуком. Опытный хозяйственник и политик, он предложил сразу несколько конкретных проектов взаимовыгодного сотрудничества. Удивительно, но факт: земледельцы нашего края не могут реализовать урожай зерновых, а в Кизляре ищут это зерно в дальних краях, хотя Ставрополье рядом.
Разумеется, встретились мы и с коллегами – главным редактором республиканской газеты «Дагестанская правда» Раджабом Идрисовым и председателем Союза журналистов Дагестана Али Камаловым. Они, так же, как и руководители республики, мэрии Махачкалы и районных центров, охотно поддержали предложение полномочного представителя Республики Дагестан в Ставропольском крае Абдулы Омарова и его заместителя Умара Маджидова направить с ответным визитом на Ставрополье свои делегации. Ведь дружба подобна костру: если в него долго не подкладывать дрова, пламя погаснет. Поэтому взаимные контакты, регулярный обмен делегациями послужат укреплению добрососедских отношений. Причем первый ответный визит в Ставрополь наметили уже на 17 августа – сегодня дагестанская диаспора и жители Ставрополья отметят десятилетие создания в нашем крае постоянного представительства Республики Дагестан.