00:00, 30 июля 2004 года

Когда такие деньги...

В прошлом году, например, некий перезрелый юноша, ощутив поддержку известных наших доброжелателей, инициировал Большой Правоохранительный Наезд, от которого редакцию лихорадило добрых полгода. Шумная акция кончилась пшиком, но зато какая память…

В нынешнем году аккурат ко дню рождения мы получили уведомление о том, что Почта России больше не желает вести подписку на региональные издания, передав это дело «Межрегиональному агентству подписки», сокращенно МАП, малоизвестной в провинции частной фирме, расположенной в Москве. Конечно же, мы кинулись на розыск мощной агентской сети, способной дойти до каждого жителя края, как раньше доходили почтальоны и работники узлов связи. И ничего подобного не обнаружили. Оказалось, что подписывать население на газеты и журналы будут, как и прежде, почтовики, а вот деньги подписчиков, вместо того чтобы разделиться между почтой и редакциями, уплывут в пресловутый МАП, который, вдоволь натешившись чужими средствами, когда-нибудь, может быть, вернет их по назначению. И на этом фоне издевательски выглядит один из пунктов навязываемого МАПовцами договора: претензии по его исполнению рассматриваются в Московском арбитраже. Хорошо, хоть не в Басманном.

Что за чушь – спросите вы. Зачем отлаженной системе нужен непонятный и алчный посредник? Объяснение, увы, кажется очевидным.

Столичная братва уже поделила и переделила все финансовые потоки, те самые, что стекаются со всей Руси великой в Первопрестольную. И взгляды шустрых пацанов все чаще обращаются к истокам, туда, где сеют и пашут, добывают нефть и варят сталь, туда, где есть еще возможность снять сливки с нежирного молока провинциальных доходов. Одни, используя подставные фирмы и некомпетентность, а зачастую и продажность местных «бизнесменов», захватывают предприятия, чтобы, высосав из них все соки, сбросить пустую оболочку. Другие через подозрительно тесные контакты с управителями федерального уровня добиваются фантастического благоприятствования в использовании денег, числящихся за государством.

Последнее – это как раз ситуация с МАПом. Но здесь на откуп компании, учрежденной, по некоторым данным, несколькими «оффшорками», зарегистрированными за пределами нашей родины, отдаются не только средства государственного предприятия «Почта России», но и средства, которыми подписчики авансируют выпуск своих любимых изданий. А это уже, извините, грабеж средь бела дня.

Впрочем, забирая деньги почтовиков, МАП тем самым обирает и рядовых почтальонов, которые уж никак не роскошествуют.

О каких суммах речь? Наши коллеги из Ростовской области в письме премьеру М.Фрадкову оценили сумму подписки более чем в 200 миллионов рублей в год. И это только по одному региону! Представляете, какие финансовые потоки переводятся на скромную допрежь контору под названием МАП, известную лишь как издатель ведомственного «Каталога российской прессы».

Надо ли теперь объяснять, почему протесты журналистского сообщества не доносятся до ушей столичного столоначальства. Ведь такие деньги…

Директор Ставропольского филиала ФГУП «Почта России» Сергей Муратов на наши вопросы ответил, что не понимает смысла появления посредника-монополиста, и сделает все возможное, чтобы не ломать сложившихся связей с редакциями, но решения, увы, принимают наверху.

Сенатор Анатолий Коробейников не мог сдержать возмущения и согласился обратиться в правительство России с соответствующими запросами.

Руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров сообщил нам, что уже возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Свою поддержку обещали нам и депутаты краевой Думы.

Иными словами, в своем крае мы нашли полное понимание, равно как оно найдено у соседей краснодарцев и ростовчан. Остается лишь маленький вопрос – воспримут ли реакцию с мест те столичные хлопцы, которые давным-давно уже все за нас решили и поделили доходы и что-то уже куда-то, как они обычно говорят, «зарядили».

К сожалению, слишком часто ответы на подобные вопросы выглядели однотипно, по принципу «собака лает, а караван идет». Тем более когда такие деньги…

- Но вы же четвертая власть! – слышу недоуменный возглас. – За вами такая мощь, неужели ОНИ и к вам останутся глухи?!

Когда-то так думал и я. Пока не увидел, как много средств массовой информации, в регионах и не только, оказались вовлеченными в битвы местечковых мэров-губернаторов, в частные интересы таких же местечковых олигархиков, и так заигрались, что друг с другом уже на одном километре, как говорится, обедать не сядут. Куда уж там проявлять единство и солидарность!

Опять же московским изданиям, плотно севшим на рекламные бюджеты западных корпораций и отечественных финансовых групп, абсолютно не интересны проблемы региональной прессы. Вот скандал вокруг попс-пупса или мышиная возня внутри Садового кольца – это интересно, это занимательно, а дальше нужно отрабатывать рекламные бюджеты.

И самое главное, в последние годы в журналистику пришел отряд, нет, пришла армия небесталанных марателей бумаги и компьютерной памяти, для которых главный смысл профессии – шорох купюр. И естественно, что обыватель с радостью перенес свое неверие с них, продажных, на всех журналистов вообще. По себе знаю, что выход в «Ставрополке» любого нелицеприятного материала обязательно повлечет первую реакцию: «Заказуха, сколько взяли?». И оправдываться не хочется, и зло берет. А что поделаешь. Профессия-то одна на всех. И доверие к профессии тоже одно, порушь его – и для властного каравана боль твоих строк – что собачий лай.

И все же, и все же, и все же.

В журналистике, особенно провинциальной, еще осталось кое-что от профессионализма и профессионального единения. Помню, как волной всколыхнулись коллеги в защиту газеты «Красноярский рабочий», когда ее решила подмять тамошняя власть. Отстояли. Когда в минувшем году «Ставропольская правда» обратилась с просьбой поддержать информационно юбилей Кавказских Минеральных Вод, откликнулись десятки газет от Владивостока до Калининграда, и никто не попросил ни копейки. Совсем недавно полной победой журналистского сообщества закончилась попытка облыжно обвинить сотрудников пермской газеты «Звезда» аж в разглашении государственной тайны. И такие примеры можно множить.

В конце концов за минувшие 87 лет нашу журналистику столько раз хоронили, то переводом в «пропагандисты и агитаторы» (нынче это называется PR и реклама), то в «подручные партии», а потом и в «обслугу власти», «исполнителей заказов и телекиллеров». А профессия-то еще жива. И жить будет куда дольше, чем очередные 87 лет.