00:00, 10 июня 2004 года

Осуществленная мечта

- Все началось с мечты посмотреть Америку. Но необходимых для поездки двух тысяч долларов не нашлось, поэтому Дмитрий решил отправиться в Европу - навестить двоюродную сестру, которая живет в Берлине. А добираться – автостопом. По России он так часто ездит, вот и подумал - теперь европейские перепутья пора осваивать.

На сборы в путь ушла вся зима. Дмитрий собирал информацию о том, как русские «стопщики» на Западе путешествуют, и готовил документы для получения визы. Но неожиданно «блин комом» вышел в военкомате. Оказалось, что существует негласное правило – лиц призывного возраста за рубеж не пускать. Целый месяц Дмитрий с ними боролся, пока, наконец, не нашел выход – достал гарантийное письмо, где было написано, что такой-то на Западе не останется и прибудет в военкомат по первому требованию. Военкома это устроило - дали «добро».

Во избежание дальнейших мытарств по кабинетам чиновников, «шенгенскую визу», дающую право беспрепятственно путешествовать по Европе, Дима получал уже через турфирму. Наконец, документы были готовы. Родители выдали на путешествие 300 евро - можно было двигаться в путь.

- Отец вывез меня на трассу Ростов–Баку, пожелал удачи и уехал домой, - рассказывает Дмитрий, - а я поднял руку с вытянутым вверх большим пальцем (специальный жест, говорящий водителям о том, что человек передвигается автостопом, т. е. платить за проезд не собирается. – Авт.) и уже через полчаса мчался к мечте на попутной «десятке». На выезде из Ростова познакомился с другими автостопщиками - Деном и Олегом. Ден возвращался из Сочи в родной Псков с семинара по айки-до. А Олег направлялся в Санкт-Петербург. Уже темнело, поэтому мы решили переночевать в палатке Дена, а утром вышли за пост ГАИ, встали в шеренгу и по очереди уехали. Кстати, в России лучше всего машины «стопить» именно после постов: шоферы, проехавшие милицию, становятся добрее и охотнее берут попутчиков. Так на перекладных я добрался до Бреста.

Оказалось, население на границе между Польшей и Белоруссией зарабатывает контрабандой - на вокзале в Бресте запасаются водкой и сигаретами, а в Польше, где все это стоит в два раза дороже, продают. Вот только ввозить можно всего один блок и литр водки. Излишки «бизнесмены», а это в основном женщины, прячут на себе. Причем в открытую. В электричке «Брест - Тирасполь», где ехал Дмитрий, на глазах у всех дама разместила у себя в парике две пачки сигарет. Остальные тоже не отставали и прямо в электричке «Брест–Тирасполь» прятали контрабанду в нижнее белье. Дмитрию тоже пришлось поучаствовать в местном бизнесе - соседка по купе попросила провезти для нее бутылку водки.

В Варшаве, куда русского путешественника доставил белорус Геннадий на грузовике «Volvo», Дмитрий первым делом купил карту за два с половиной евро, чтобы найти на ней место, где можно переночевать. Пока пытался разобраться, к нему постоянно подходили местные жители и интересовались: «Пан, шо кае?». «Пан что-то ищет?» - значит. Они же и посоветовали недорогой кемпинг - 40 злотых за ночь. «Бросив в комнате рюкзак, - говорит Дмитрий, - я отправился за продуктами и забрел в «Кинг-маг». Это огромнейший универсам с пятьюдесятью кассами на выходе. Продается в нем все: от презервативов и жевательной резинки до одежды и компьютеров. Перекусив, отправился гулять по Варшаве. Красивейший, оказывается, город. Неинтересно только на окраинах - сплошные панельные высотки. А вот старинная часть меня потрясла: костелы, дворцы. А чего, например, стоит вид крепости на берегу Вислы!»

Но уже следующим утром он продолжил путь. Вышел на трассу Варшава–Берлин, написал на специально заготовленном альбомном листе слово «Berlin» и уже через десять минут озирал просторы Польши из окна огромного грузовика «MAN». Водителя звали Ярок, он ехал в Голландию за цветами. По дороге на границу с Германией Ярок и Дмитрий завернули в кафе для дальнобойщиков. По описанию Дмитрия, заведение сильно отличается от обычных придорожных забегаловок: громадная парковка, предназначенная для многотонных фур, комнаты, в которых можно искупаться и поспать, буфет, пункт обмена валюты и супермаркет. В нем Ярок набрал уйму продуктов, как оказалось позже, купленных специально для Дмитрия. «Вообще, поляки – замечательный народ, – замечает Дмитрий. - Такого добросердечного отношения к себе, как здесь, я больше не встречал нигде в Европе, и уж тем более в родной России».

С Берлином он познакомился пока добирался к сестре на надземном метро. Заметил Дмитрий и отпечаток бывшей ГДР – оставшийся в восточной части города неизменный серый цвет и бетонные заборы. И то, что в западной половине даже улицы спроектированы совсем по-другому, как-то более уютно и аккуратно, что ли. По словам Дмитрия, первое яркое берлинское впечатление – огромнейшие цены! Например, ту же карту города пришлось покупать за 7 евро. И так - во всем. Кстати, разницей цен и близостью границ активно пользуется большинство «бюргеров». Примерно раз в неделю они устраивают шоп-туры к соседям.

- У сестры я задержался на четыре дня, - рассказывает Дмитрий. - За это время побродил по Берлину, увидел Рейхстаг и пришел к выводу, что это ужасно скучный город. Единственное, что мне понравилось, - общественные туалеты. Мало того, что вход бесплатный, так еще, в отличие от парижских и амстердамских, в них чуть ли не жить можно - все идеально чистое и приятно пахнущее. Пока гулял по улицам, постоянно слышал русскую речь. В Германии вообще очень много наших. Некоторые так и не выучили немецкий, но это, в основном, старое поколение. Для остальных же знание языка обязательное условие. А если хочешь устроиться на хорошую работу, изволь знать еще и английский.

Трудовая деятельность на благо Германии в планы Дмитрия не входила, поэтому он решил тут не задерживаться и, собрав вещи, помчался в Амстердам. Однако дорога оказалась неожиданно долгой. «Бюргеры» - народ довольно прижимистый, «стопщиков» берут с неохотой. До Голландии довезли французские студенты. Дмитрий любит делиться впечатлениями, которые произвела на него эта страна: «Амстердам же меня буквально потряс. Как только я оказался на центральном железнодорожном вокзале, то был немало удивлен многоцветию окружающего народа. Раньше я и не знал, что кожа у людей бывает стольких цветов! Только одного черного насчитал несколько десятков оттенков. И еще в воздухе прямо чувствовался какой-то запах свободы и праздника…»

Прямо с вокзала Дмитрий отправился к «сквотерам» - это молодежь, которая, захватив брошенные дома и баржи, живет в них коммунами. И хотя работающий человек может в Амстердаме без проблем снимать комнату, жить именно общинами на Западе считается модно. Но отношения с местными «сквотерами» у Димы не сложились. Ребята сказали, что у них закрытая коммуна и чужих они не принимают. Хорошо хоть объяснили, где найти русских и ближайший хостел – студенческую гостиницу.

Утром отправился на экскурсию в город. Сам Амстердам, оказалось, весь изрыт каналами. Жители предпочитают передвигаться на велосипедах и роликовых коньках (на роликах разъезжают даже полицейские!). А уже ближе к вечеру россиянин нашел соотечественников: Олега (он работает продавцом) и Игоря (свободный художник). Они устроили для парня настоящую экскурсию по местным достопримечательностям – показали, например, квартал «красных фонарей». Веселенькое местечко – в витринах стоят девушки легкого поведения со всего мира и приглашают заглянуть к ним на «огонек» (со слов Игоря, погостить полчаса у этих красавиц стоит примерно 50 евро). По всему кварталу - куча баров с изощренной развлекательной программой. Единственное место, куда можно пройти бесплатно - секс-шоп. Дмитрий вспоминает, как прямо на улице к нему подошли негры – точь-в-точь как наши цыгане на рынке пристают: «Золото, доллары…», и заголосили: «Кокаин, героин, ЛСД». Из всего предложенного в «красном квартале» русский гость купил лишь пиво.

На следующее утро Дима вновь стоял на трассе с альбомным листом, на котором на этот раз было написано «Paris». Несколько часов в попутке, и вот она, Франция!

Первым делом, конечно, пошел смотреть на Эйфелеву башню. Там познакомился с Девидом, студентом из Ирландии, который отвел в местный хостел. В гостинице подружился с другими ребятами: хорватом Робертом и японкой Марико. Получилась довольно веселая компания. «Мы проболтали всю ночь, - вспоминает Дима. - На следующий день я отправился знакомиться с исторической частью Парижа. Там, несмотря на бурлящую жизнь, чувствуешь, как будто время остановилось и ты попал в мир Дюма и Гюго. Красота неописуемая!»

Но к тому времени в кармане оставалось всего семьдесят евро, да и ностальгия по России начинала мучить, поэтому он решил возвращаться домой. От Парижа до Орджоникидзе добирался на перекладных пять дней. Там погостил у своей бабушки и продолжил путь, до дома оставалось совсем немного.

* * *

В Невинномысск Дмитрий въехал уже как обычный гражданин - на поезде. Привез домой кучу сувениров, сэкономленные 50 евро, а также осознание уверенности в своих силах и проснувшуюся за время разлуки любовь к Родине.

Даниил СЕМЕНОВ