00:00, 10 апреля 2004 года

Из того еще поколения...

- В общем, скучать нашей службе не приходится, - констатирует руководитель управления по делам миграции ГУВД СК Юрий Костюков.

Чтобы подтвердить эту истину, стоит вспомнить факты из не столь уж далекой российской истории. Еще в конце 80-х годов прошлого столетия слова «мигрант» и «переселенец» у нас на Ставрополье стали вполне привычными. Вначале полыхнули межнациональные конфликты в Сумгаите и Баку, потом началась война в Нагорном Карабахе. Десятки тысяч людей были выброшены из разных мест. Большинство из них искали лучшей доли именно в южных регионах России. Потом рухнул Союз, начались военные действия в Чечне. Все это породило новые волны миграции. И поэтому сформированная в 1993 году Федеральная миграционная служба поначалу столкнулась с массой проблем, созданных новейшей российской историей. А Ставропольский край к 1997 году занял первое место среди регионов России по числу находящихся здесь вынужденных переселенцев. До 1 января этого года на Ставрополье статус вынужденного переселенца получили 78519 человек.

В прошлом году исполнилось 10 лет миграционной службе. В этом, 12 апреля, отметит свой 60-летний юбилей руководитель управления по делам миграции ГУВД СК Ю. Костюков. И если службе «скучать не приходится», как говорится, в силу возложенных на нее задач, то ему лично – из-за выработавшейся десятилетиями привычки браться за решение самых сложных проблем и непременно доводить любое начатое дело до логического завершения – не привыкать.

- Я ведь из того еще поколения, - говорит он о себе.

Того самого, чье детство выпало на трудное и голодное послевоенное время. И тем не менее, когда несколько лет назад встретились они, бывшие выпускники родной минераловодской школы, оказалось, что почти все умудрились получить высшее образование. И абсолютно все стали достойными людьми. Несмотря на трудности и на то, что не до учебы было в те годы.

Ему самому студенческую скамью пришлось оставить на третьем курсе – студентов тогда призывали в армию. С одной стороны, лишнее препятствие на пути к диплому. С другой, – для него лично три года в пограничных войсках стали такой школой жизни, о которой он до сих пор вспоминает с благодарностью. А сняв сержантские погоны, снова засел за конспекты и учебники, правда, уже в другом институте. Стал инженером. Вернулся домой в Минеральные Воды. Работал на заводе. Потом в комсомольских и партийных органах. Как работалось? Об этом свидетельствует одна маленькая, но характерная деталь. За один только год в должности инструктора крайкома партии 280 дней он провел в командировках. И это – не исключение из правил. Таковой была практика, введенная для всех представителей так называемой партноменклатуры тогдашним первым секретарем М. Горбачевым.

В 1983 году ему опять пришлось надеть погоны. Вышло постановление ЦК о кадровом укреплении органов внутренних дел. Так секретарь райкома партии Ю. Костюков стал заместителем начальника управления исправительно-трудовых учреждений УВД края. А через год начальником УИТУ.

И об этом неожиданном витке судьбы он сейчас вспоминает с благодарностью. Причина - познакомился с очень хорошими людьми, которые десятилетиями трудятся в этой системе и таких очень много. Несмотря на то, что еще Петр I окрестил их службу «окаянной».

Позже были должности начальника политотдела и заместителя начальника краевого УВД по кадрам. Многим журналистам краевых СМИ на этой работе Ю. Костюков запомнился в качестве «родителя» пресс-центра УВД. Благодаря этому центру закрытая организация «открылась» и стала выдавать немало информации, положенной в основу многих статей, репортажей и очерков.

Родитель же без кавычек, Костюков, вырастил двух сыновей, помогает воспитывать четырех внуков. Его служба, как и у многих руководителей ставропольской милиции, закончилась в 1996 году – после печальных «буденновских событий». За которые отвечать пришлось прежде всего Ставропольскому УВД. Хотя их ли это вина?

Впрочем, без дела он не остался. Прежде всего потому, что на судьбу жаловаться и без дела сидеть не привык. Работал на заводе. Потом в совбезе края. Теперь – в миграционной службе. Очень «не скучной», если учесть, что процессы под названием «миграция» в нашем крае с годами не ослабевают. История уже сделала Ставрополье зоной «первого убежища» для тысяч вынужденных переселенцев. Их надо обустраивать. По итогам одного только прошлого года, управление освоило 196 млн. рублей, выделенных на эти цели. А еще приходится бороться с незаконной миграцией. Выплачивать компенсации за утраченное жилье жителям Чечни, осевшим в нашем крае. И вообще добиваться того, чтобы миграционные потоки протекали только в русле федерального и местного законодательства. А в конечном счете, чтобы и местным, и приезжим жилось у нас хорошо и уютно. Такая вот служба.