00:00, 31 марта 2004 года

«Сырье» для катастрофы

Ежедневно на неохраняемой железнодорожной станции Буденновска скапливаются десятки цистерн с бензином и другими химическими продуктами для нужд крупнейшего предприятия - «Ставролена».

Любая оплошность, не говоря уж о попытке террористического акта, может привести к непред-сказуемому развитию событий.

В минувшем году в непосредственной близости от жилого микрорайона во время подачи состава с бензином на «Ставролен» произошла авария, и одна из цистерн сошла с рельсов. Из нее начало вытекать горючее, и лишь благодаря оперативно принятым мерам не произошло воспламенения. Можно сказать, что Буденновску чудом удалось избежать страшной катастрофы.

Железнодорожные составы со взрывоопасным сырьем, которое перерабатывает «Ставролен», стали дамокловым мечом для Буденновска почти 10 лет назад, когда прекратилась подача бензина по трубопроводу из Грозного. При ежесуточном его потреблении в объеме почти трех тысяч тонн можно представить себе, сколько горючего доставляется на предприятия, находящиеся практически в городской черте, в нескольких сотнях метров от крупного жилого массива. Горожане практически живут на пороховой бочке. Они стали заложниками межведомственной чехарды и разногласий по поводу обеспечения охраны железнодорожных составов с бензином.

На протяжении последних лет городская администрация безуспешно пытается добиться положительного решения этой проблемы. Удалось только обеспечить охрану цистерн и их противопожарную безопасность на подъездных путях «Ставролена». Зато на железнодорожной станции, где скапливается опасный груз, надлежащего присмотра как не было, так и нет.

Заместитель главы города по вопросам общественной безопасности А. Драган показывает толстенную папку, в которой хранится многолетняя переписка с ведомствами, должными обеспечивать безопасность составов с бензином. Коэффициент полезного действия этой переписки равен почти нулю, несмотря даже на то, что и губернатор края А. Черногоров не раз заострял внимание на необходимости обеспечения охраны составов с бензином, поступающих на «Ставролен».

Власти города попытались привлечь внимание руководства Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги и транспортной прокуратуры к угрозе, но там, видимо, так и не вникли в суть проблемы. Иначе как понимать два взаимоисключающих друг друга ответа прокурора транспортной прокуратуры Е. Арефьева? В одном случае он сообщает главе города Н. Ляшенко, что парк станции Буденновск-2 охраняется стрелками Минераловодского отряда ведомственной охраны. Причем, подчеркивает прокурор, «с учетом наличия в парке вагонов с опасными грузами количество стрелков увеличено руководством отряда в 1,5 раза сверх нормативного». В связи с этим прокуратура не видит необходимости принятия мер прокурорского реагирования.

Подобная отписка не удовлетворила городскую власть, и Н. Ляшенко сообщает прокурору, что его просто ввели в заблуждение. Военизированная охрана на железнодорожной станции не существует более пяти лет. Ее отсутствие начальник Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги Д. Можаров на заседании городского совета общественной безопасности объяснил весьма оригинально: мол, на станции в течение пяти лет не было краж, вот она и попала под сокращение. Но ведь это абсолютно разные вещи - кражи и охрана особо опасного груза, который может снести с земли Буденновск в считанные минуты.

На повторное обращение главы города транспортная прокуратура сообщила, что в связи с незначительным объемом грузовых перевозок на участке Георгиевск-Буденновск-Светлоград ведомственная военизированная охрана была сокращена, и парк станции Буденновск-2 включен в участок обслуживания стрелковой команды Минеральных Вод. Странно как-то получается: стрелки в Минеральных Водах, а цистерны с бензином в Буденновске. Естественно, никем они не охраняются. Горожане по телевизору увидели реальные последствия возгорания и взрыва всего пяти цистерн в Ираке. На неохраняемой железнодорожной станции Буденновска, напомню, их ежедневно скапливается от 50 до 100.

Единственная возможность обезопасить город от реальной опасности - это направить поток составов с бензином на железнодорожную станцию Буденновск-1, находящуюся за пределами города. Однако и здесь не все благополучно. В 1997 году в связи с резким падением объемов перевозок надобность в этой станции отпала и в целях сокращения эксплуатационных расходов она была закрыта, а оборудование демонтировано.

У каждой из заинтересованных сторон свое видение возможности использования станции Буденновск-1 в качестве отстоя составов с бензином. Городская власть, обеспокоенная проблемой безопасности населения, добивается эксплуатации Буденновска-1. Руководство Минераловодского отделения железной дороги не хочет брать на себя какие-либо финансовые затраты и предлагает администрации города восстановить станцию за свой счет. Это ни много ни мало 101 миллион рублей. А годовой бюджет Буденновска не превышает 140 миллионов рублей.

Рассматривался и вариант передачи станции Буденновск-1 на баланс «Ставролена» - основного потребителя привозного сырья. Однако руководству дороги был дан отрицательный ответ. Таким образом, многолетние попытки городской власти добиться хотя бы малейших подвижек в вопросах обеспечения безопасности Буденновска тонут в ведомственной переписке, без особых изменений к лучшему. Видимо, как всегда, пока гром не грянет...