Александр Шиянов

1. Первостепенное значение имела законодательная база сельскохозяйственного производства. На первом этапе была сформирована и обсуждена Концепция аграрной политики в Ставропольском крае, на основании которой подготовлена программа по аграрно-экономическим и социальным проблемам сельской глубинки.

Затем были приняты Законы Ставропольского края «Об аграрной политике в Ставропольском крае», «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае», «О продовольственной безопасности Ставропольского края», которые органично дополнили принятый депутатами первого созыва Закон «О поставках продукции для государственных нужд Ставропольского края».

Нормативно-правовые документы способствовали созданию таких условий, при которых в 2000 году все категории хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса края произвели продукции на 18 млрд. рублей. Из них 343 предприятия в общей сложности получили прибыль в один миллиард 636 миллионов рублей. Это в 1,4 раза больше, чем в 1999 году. Доля прибыльных хозяйств увеличилась с 70 до 74 процентов. Уровень рентабельности производства зерна составил 74 процента.

В течение второго созыва были приняты Законы «Об образовании в Ставропольском крае», «О здравоохранении в Ставропольском крае», «О лекарственном обеспечении граждан на территории Ставропольского края», «О семейной политике в Ставропольском крае», «О потребительской корзине», «О физической культуре и спорте в Ставропольском крае», направленные на поддержку социальной сферы и развитие социальной инфраструктуры края.

В этот период наметились некоторые позитивные перемены в сфере социальной защиты населения. Ушли в историю несвоевременные выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы. Полностью и в срок стала выдаваться компенсация стоимости бензина инвалидам, имеющим специальный транспорт. Дополнительные средства направлялись на погашение задолженности по выплате детских пособий.

Приняв закон об образовании, краевая Дума выступила в роли защитника ставропольского учительства. Были сохранены надбавки педагогам за проверку тетрадей, за классное руководство, а также компенсационные выплаты за методическую литературу и льготы работникам образования. Кроме того, закон позволил восстановить справедливость в отношении медработников детских садов и школ: они стали получать надбавку за выслугу лет.

Благодаря настойчивости депутатов удалось сохранить всю сеть общеобразовательных учреждений край. Не было закрыто ни одной школы, ни одного профтехучилища. И, что не менее важно, был сохранен высокопрофессиональный состав педагогических кадров с его неоценимым практическим опытом. Отстояли парламентарии и бюджетную форму обучения для части абитуриентов.

В бюджете края доля расходов на образование выросла с 16 процентов в 1997 году до 27,5 процента в 2000 году. Эта тенденция поддерживается и сейчас.

Был принят пакет законов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления края: о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, о минимальном бюджете муниципального образования, о межбюджетных отношениях органов государственной власти и местного самоуправления. Откорректированы правовые нормы финансовых основ местного самоуправления и бюджетного процесса.

2. Краевой бюджет на 1999 год был первым за период реформ бездефицитным бюджетом. При этом были увеличены суммы, выделяемые жилищно-коммунальному хозяйству и социальной сфере, началось финансирование строительства сельских водопроводов и газопроводов.

В этом же году Закон Ставропольского края «О краевом бюджете на 2000 год» был принят 25 ноября – впервые за время реформ до начала финансового года.

Депутаты второго созыва закрепили социальную ориентацию краевого бюджета и в течение всего срока созыва последовательно увеличивали денежное обеспечение социальной сферы.

3. В соответствии с нормами федерального законодательства половина состава депутатов краевой Думы следующего созыва, так же как и в других субъектах РФ, будет в 2006 году избираться по партийным спискам. Это значит, что половина депутатов будет ответственна за свои решения прежде всего перед партией, а уже партия будет нести ответственность перед избирателями за деятельность депутатов. Избиратели должны быть готовы к этому.

Серьезной угрозой парламентаризму становятся PR-технологии, позволяющие искусно манипулировать общественным сознанием. Необходим поиск новых решений по организации избирательного процесса, созданию возможностей для участия молодежи, женщин в общественной жизни, чтобы они могли себя проявить, приобрести известность и набраться необходимого опыта для участия в политической деятельности.

Полагаю, крайне важной задачей расширение взаимодействия депутатов краевого и муниципального уровней, продолжение работы по привлечению общественности к участию в законодательной деятельности.