00:00, 26 февраля 2004 года

Кто не успел, а кто погиб

Но парадокс в том, что обновленные «вертушки» в авиационных подразделениях особо-то и не ждут.Просто устали ждать. Надоело.

Народная мудрость гласит, что ложка дорога к обеду. Так, рекламируемый Ми-24 ПМ нужен был в зоне вооруженного конфликта еще много лет назад. Но сегодня насыщенные современным навигационным и иным оборудованием модели 30-летней давности отправили на испытания в авиационный центр в Торжке. Год-два на них будут летать инструкторы, затем в центр приедут по пять-шесть летчиков из вертолетных полков. И они, вернувшись назад в свои подразделения, начнут вести летную переподготовку однополчан. Сколько на это уйдет времени, никто сказать не может.

А пока опытные летчики, уставшие летать и воевать на изношенной авиационной технике с неоднократно продленными ресурсами, десятками увольняются из Вооруженных сил. Хотя многие в т. ч. в Буденновском вертолетном полку, воевали в Афганистане, прошли обе чеченские войны, имеют колоссальный опыт управления «вертушками» в горных условиях. Но всему есть предел.

Во время декабрьских событий в Дагестане, когда спецслужбы две недели гоняли по горам банду Гелаева, один из самых опытных пилотов полка – С.Н. – обнаружил в ущелье пещеру, где скрывались боевики, и нанес по ней ракетный удар. Другой на его месте на такой шаг вряд ли бы пошел, потому что летать в горах, где расстояние от лопастей до скал не более пяти метров, может только очень подготовленный летчик. А если бы к его опыту добавить современное авиационное оборудование! Но что сегодня имеют на борту летчики? Да практически ничего нового, кроме навигационного американского прибора «джи-пи-эс». Хотя давно разработана аппаратура, способная обнаружить в горах даже тепло от спешно забросанного снегом костра. А ведь иного средства обогрева у боевиков в горах нет. Только где эти приборы? Остается одно – рисковать.

Мне много раз приходилось быть на Ханкалинском аэродроме, жить в одном вагончике с летчиками и вместе с ними же совершать вылеты в горную местность. То, что они делают на своих вертолетах, чтобы вывести раненых, высадить десант, нанести ракетный удар, не поддается никакой логике. Но ведь летают, хотя и знают, что их «вертушки» очень уязвимы. Только Буденновский вертолетный полк потерял в Чечне почти 20 боевых машин, в том числе несколько Ми-24.

С опозданием стали ставить на вертолеты так называемые «уши», рассекающие тепловые потоки, на которые реагируют выпущенные с земли ракеты. Но сколько летчиков и солдат погибло, чтобы было сделано элементарное. Мне пришлось быть свидетелем, как глубокой ночью был поднят по тревоге экипаж Ми-24. С помощью специального прибора летчики засекли в горах колонну боевиков, но через час, кроя всех матом, вернулись обратно в вагончик. Толку с того, что они обнаружили боевиков. Вертолет не способен вести огонь на поражение в ночное время, с малых высот.

Да, модернизированный Ми-24 ПМ, конечно, нужен армии. Но он нужен был еще позавчера. Главное, чтобы его не постигла судьба знаменитой «черной акулы» – вертолета КА-50 – единожды «заплывшей» в горы Чечни. Ну и где «акула», где ее навороченное оружие? Понятно, что пять модернизированных Ми-24 ПМ погоды в Чечне не сделают, да и когда они там появятся, если их только передали на испытания. А пока в вертолетных полках стоят обелиски с именами погибших летчиков.

* * *

Кстати: Как сообщил «Интерфакс», для военно-воздушных сил РФ построят аж три новых Ту-160. В настоящее время стратегические бомбардировщики стоят на стапелях казанского авиапроизводственного объединения, но сроки их поставки в войска пока не определены.