00:00, 12 февраля 2004 года

Мир, где нет читателей?

В нашей стране в последнее десятилетие существенно изменилась ситуация с чтением, в том числе и детским. В худшую сторону. Вряд ли мы уже можем называться «самой читающей нацией»… Специалисты - педагоги, библиотекари, литераторы – уже, кажется, устали бить тревогу по поводу отлучения ребенка от книжной полки. Однако библиотеки все-таки у нас существуют, а издательское дело вообще получило мощный импульс развития. О том, как сегодня складываются взаимоотношения «ребенок и книга», наш корреспондент попросил рассказать Людмилу Белузу, директора краевой детской библиотеки им. А. Екимцева.

- Людмила Михайловна, число читателей вашей библиотеки перевалило за пятнадцать тысяч – внушительная армия юных книголюбов. Думаю, вам, как никому другому, хорошо знакомы проблемы детского чтения, о которых так много говорится в последние годы. Меняется ли ситуация и в какую сторону?

- Действительно, мы часто говорим о том, что дети отошли от книги, привлеченные видео, компьютерами и прочими техническими соблазнами цивилизации. Ситуация в самом деле тревожная. Изменился и тот читатель, который идет в библиотеку. Вырос процент ребят, приходящих в читальный зал только с конкретно «узкой» целью – подготовить реферат, а не за тем, чтобы что-то почитать для души. Налицо такой прагматично-упрощенный подход к печатному слову, когда достаточно лишь просто полистать журнал. И хотя наша библиотека старается выписывать наиболее познавательную периодику, подобная тенденция вызывает озабоченность. А тут еще и перекосы в издательском деле, когда наряду с замечательными энциклопедиями, словарями, с прекрасными переизданиями классики чрезвычайно мало печатают книг современных авторов. До нас они, если и издаются, практически не доходят. Явно не хватает литературы для подростков. И у нас в крае много ли писателей, откликающихся на проблемы подростков? Можно назвать разве что И. Аксенова из Новопавловска с его повестью о современной школе «Спящая собака»… А все это вместе и создает атмосферу не самую благоприятную для развития у детей интереса к книге.

- В свое время в стране существовал ставший ныне как бы непопулярным социальный заказ, когда детской литературе отдавался значительный приоритет. И хотя полиграфическое качество изданий тех лет было не самым лучшим, содержательная сторона, поддерживаемая прежде всего государством, предоставляла ребенку богатый выбор литературы.

- Сейчас на самых высоких уровнях обсуждается вопрос о создании в Москве Института детской книги, который бы и взял на себя функции регулирования и развития детского чтения. Правда, решение пока не принято, но мы на него надеемся! Добрым знаком для нас стал и факт обсуждения в конце 2002 года на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ проблемы библиотечного обслуживания детей, причем обсуждения довольно острого, с серьезными выводами. Там было четко сказано: детское библиотечное обслуживание требует радикального улучшения, иначе стране грозят невосполнимые интеллектуально-культурные потери! Правительству предложено разработать и осуществить целый ряд целевых программ для решения назревших вопросов. Все это нас обнадеживает. Тем более что и на уровне правительства края, и нашего министерства культуры мы также ощущаем положительные перемены в данном направлении. Так, в последние три года возобновлено централизованное комплектование библиотечных фондов, библиотеки края получили очень интересные комплекты детской литературы в рамках Мега-проекта «Сельская библиотека». Есть намерение министерства культуры края продолжить сотрудничество с фондом «Пушкинская библиотека» по новому проекту – «Внеклассное чтение». Должна заметить, что пока он действует только в пяти регионах России и Ставрополье входит в это число. Проект предусматривает литературу как художественную, так и познавательную, наш край получит 360 комплектов книг. Словом, даже то, что мы начали ощущать к себе внимание со стороны власти и пусть пока небольшую, но конкретную помощь, придает нам силы. Хотелось бы только, чтобы ситуация быстрее менялась к лучшему!

- А может быть, мы излишне драматизируем ее? Ведь в конце концов компьютер тоже несет знания, причем на новом уровне, который привлекателен для нового поколения.

- Знаете, споры об этом идут даже в нашей библиотечной среде, разделившейся на сторонников традиционной библиотечной системы и тех, кто отдает будущее информационным технологиям. Часть коллег считают, что вскоре вообще останутся только диски, базы данных и Интернет… Но я бы сказала, что информативное чтение проходит совершенно на ином эмоциональном уровне. При чтении именно книги в человеке идет своя внутренняя работа, создание собственных образов. А для ребенка, чье сознание и душа только формируются, такая работа и необходима, и очень важна. Мне ближе позиция тех, кто полагает, что переживаемый ныне период соревновательности информационных технологий и книги со временем пройдет и все встанет на свои места.

- Это напоминает тоже весьма ожесточенную в 70-е годы минувшего века борьбу театра, кино и телевидения, когда театру, например, предрекали неминуемую кончину. Однако потом жизнь показала, что нужно все – и то, и другое, и третье. У каждого свои задачи.

- Совершенно верно. Мы переживаем момент встраивания современных коммуникативных технологий в сложившуюся ранее систему. Они, конечно, расширяют возможности познания мира, но книга по-прежнему нужна! Посмотрите, ведь не случайно в напрочь компьютеризированной Японии официально ограничили общение ребенка с компьютером, которое в начальных классах вообще запрещено. И японцы все поголовно чи-та-ют.

- Ну у нас, наверное, тоже еще не все забыли, каким массовым читателем обладали библитеки.

- Дело в том, что сама жизнь общества сегодня заставляет человека прежде всего думать о материальном достатке. И в результате получается, что родителям уже некогда почитать ребенку на ночь сказку… А ведь с семьи прежде всего начинается не только физическое, но и духовное развитие человека. Особенно это важно при достижении дошкольного возраста, как некой отправной точки роста. Очень жаль, что уходит в прошлое культура чтения вслух, семейного чтения, как совершенно особого пласта воспитательного процесса. А дальше, когда ребенок пошел в школу, к этому, увы, добавляются и недоработки школьных педагогов. Ведь не секрет, что уроки литературы порой проходят как-то формально, в административно-приказном стиле, что просто отбивает интерес ребенка. И тут библиотеки могут очень эффективно сотрудничать с педагогами. Естественно, при заинтересованности последних. Такой опыт у нас есть, и, скажем так, очень разный, если не парадоксальный. Например, мы привлекали к участию в наших авторских программах – «Интеллект-класс», «Радостное чтение», «Край, где тебе посчастливилось жить», – рассчитанных на старший, средний и младший школьный возраст, учеников и учителей частной и общеобразовательной школ. Так вот в частной дело не пошло, хотя, казалось бы, там-то как раз больше возможностей для индивидуальной работы с детьми. Но педагоги оказались не готовы к тому уровню, который мы им предложили: установка на углубленное понимание произведения, его автора, времени, в котором он жил… А в «обычной» школе наша система работает успешно.

- Людмила Михайловна, согласитесь, библиотека в значительной степени зависит от того, идет в нее читатель или не идет. Те же ребятишки могут бегать по улице рядом, но – мимо! Как вы пытаетесь в нынешней ситуации привлечь ребят?

- Конечно, мы об этом думаем постоянно. Недаром ввели должность заместителя директора по связям с общественностью. Пробуем выходить на средства массовой информации, даже подготовили первый рекламный ролик по нашей акции «Время читать». Собираемся и дальше развивать эту работу. Вот на основе рисунков ребят по любимым книжкам издали календарики, готовим социальную рекламу в виде листовок, чтобы распространять ее в общественном транспорте, по тем же школам, учреждениям. В дни летних каникул привлекаем к участию в наших мероприятиях ребят из школьных лагерей отдыха. И внутри библиотеки постоянно идет массовая работа – информ-минутки, библиографические обзоры, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, дни дошкольника. Очень популярны у нас читательские выставки-бенефисы, на которых ребята делятся своими впечатлениями от прочитанного, рассказывают, какая книга и почему понравилась, советуют друг другу, что прочесть… Свой вклад уже вносит и новый наш специалист – библиотечный психолог.

- Словом, и идете «в люди», и к себе приглашаете.

- Иначе нельзя. Сегодня вообще нужна такая, знаете ли, экспансия продвижения в общество идеи ценности чтения. Надеемся в октябре совместно с министерством образования провести краевой съезд библиотекарей, где будут обсуждаться Концепция библиотечного обслуживания детей, целевая программа «Читающие дети Ставрополья», в осуществлении которых предполагается объединить усилия многих заинтересованных структур. Особого внимания ждут сельские библиотеки, где читают более 136 тысяч ребят, это почти треть всех читателей на селе. Там чрезвычайно - на 70-80% – изношены и почти не обновляются фонды, практически нет аудио- и видеоаппаратуры. Есть сельские филиалы, не получающие ни одного периодического детского издания! Мы с этим сталкиваемся, общаясь с коллегами в районах, поскольку библиотека им. Екимцева является краевым методическим центром библиотечного обслуживания детей.

- Не могу напоследок не спросить, что же читают сегодня ребята, каковы их литературные предпочтения?

- Тут однозначно не ответишь, разные интересы. Что остается неизменно – любовь малышей к сказке. Ребята постарше увлечены детективами, фантастикой, приключениями. Вот по итогам акции «Время читать» мы подготовили сборник (пока не изданный) детских размышлений о книге, там можно проследить эти предпочтения. Для нас же главное – дети еще читают. И будут читать, если мы, взрослые, им поможем.

«Как можно не любить книги? Я в неоплатном долгу перед ними. Они открыли мне много истин, подарили благородные образы, поддерживали, ободряли, наставляли, врачевали в трудные минуты жизни, спасали от одиночества. В обществе книг я получаю истинное наслаждение» – Ира Кравченко, 15 лет, п. Средний Александровского района.

Из сборника «Время читать».