00:00, 31 января 2004 года

К жатве на… «костылях»

Хоть и работают комбайны только полтора-два месяца в году, трудно переоценить значение этого вида сельхозтехники. В статистических отчетах зафиксирован прошлогодний валовой сбор зерновых на Ставрополье в 4,2 млн. тонн. А вот сколько потеряли из-за нехватки техники, ее изношенности – не скажет никто. При нормативной нагрузке на комбайн в 110 гектаров, фактически уборочная площадь зерновых, приходящаяся на единицу этой техники, достигала 160-180 и более. Не случайно основной урожай, и, подчеркнем, с хорошим качеством, собрали именно в первые две недели уборки, до дождей. Проблема эта достаточно хорошо известна. Однако аналитики считают, что положение дел в связи с дефицитом техники сейчас такое, что пора бить во все колокола.

И в колокола бьют. Президент «Агромашхолдинга» Юрий Коропачинский на совещании в Новосибирске в июле прошлого года, где, кстати сказать, присутствовал и премьер-министр М. Касьянов, сказал, что, по их расчетам, с 2006 года может начаться лавинообразное выбытие сельхозтехники в российском аграрном секторе. Причиной этого станет так называемый «эффект цунами» - из-за резкого снижения объемов производства сельхозтехники в 1991-1992 годах отечественными предприятиями. Значительная часть комбайнов и тракторов к 2006 году достигнет границы физического износа и полной потери ремонтопригодности. Для справки скажем, что для сельхозмашин срок этот равен 14-16 годам.

Таким образом, к 2006 году практически все регионы, и Ставропольский край не исключение, станут перед выбором: или сокращать посевные площади, или в массовом порядке закупать тракторы и комбайны. Чтобы не ждать «пожара», сама жизнь диктует: нужно заниматься этой проблемой сегодня.

На предприятиях агрокомплекса края в 1991 году находилось разных тракторов более 38 тысяч, комбайнов – 8616. К 2003 году тракторов сохранилось чуть больше 21 тысячи, а комбайнов 5200. Общая техническая оснащенность хозяйств снизилась за последние 10 лет почти вдвое. Существующая сельхозтехника выработала срок эксплуатации почти на 90 процентов, а по отдельным группам машин этот показатель еще выше. Наши ставропольские специалисты, на основании статистических данных, ожидают «удар цунами» в 2007-2008 годах.

Сейчас списание техники превышает ее приобретение. Нарушения агротехнических сроков из-за нехватки самых разных машин объективно снижает урожай сельхозкультур на всех этапах их возделывания.

Глядя на изношенные кормоуборочные машины, мой знакомый механик СПК «Дубовский» А. Токмаков говорит:

- Латай - не латай, а дальнейшая эксплуатация такой техники убыточна. И практически нецелесообразна.

По данным сельхозорганизаций, старый парк требует на ремонт вдвое, а насыщенных тракторов - в четыре раза больше средств, чем те машины, что проработали меньше пяти лет. Но тем не менее – ремонтируют. А куда ж деваться?! Можно только низко поклониться всем механизаторам края, которые из года в год неимоверными усилиями обеспечивают на престарелой технике комплекс агротехнических мероприятий от сева до уборки.

В районных управлениях сельского хозяйства отмечали такой факт: энергонасыщенные тракторы, как К-700, хозяйства пытаются отремонтировать сами. Считают: у них это будет дешевле. Это на словах. А на деле в Георгиевском ОАО «Техсервис» и различных РТП ремонт К-700 длится неделю, а в хозяйствах – месяц и более. Учитывая стоимость ремонта, надо считать и потери от простоя техники. Вот такая арифметика…

Для нормального ведения сельхозпроизводства краю необходимо в течение одного года приобретать не менее 4-4,5 тысячи новых тракторов, 1000 комбайнов. Фактически покупается в 10 раз меньше. По мнению специалистов, МСХ СК нужна не просто новая техника, а техника прогрессивная, нового поколения, более технологичная и экономичная.

Одной из форм приобретения является лизинг, своего рода торговая аренда техники. Он существует давно, но реально стал востребован сельхозпроизводителями только последние два года. И в правительстве РФ, и в МСХ РФ поняли, что в применении к нашему сельскому хозяйству, едва сводящему концы с концами, нужны новые правила «игры» на рынке сельхозтехники. Тогда же было образовано и ОАО «Росагролизинг».

Покупка «железных коней» взамен списанных идет медленными темпами. За весь прошлый год хозяйства края купили 475 тракторов и 229 комбайнов. В этих приобретениях весомая доля лизинга. Только за счет этой формы торговли за средства краевого бюджета приобретено 442 единицы техники на сумму более 97 миллионов рублей. А по федеральным фондам получено техники на 271 миллион рублей. Вроде большие суммы, но заявки самих хозяйств сделаны на 650 миллионов. С учетом всех источников финансирования можно приобрести только около 15 процентов техники от существующей потребности.

Ясно, что эту проблему на местах не решить. Необходима помощь федеральных структур. И вот в конце прошлого года СМИ опубликовали приятную новость. Вице-премьер Алексей Гордеев сообщил, что правительством РФ принято решение до конца года направить на село 10 миллиардов рублей, в том числе три миллиарда – на развитие лизинга. Роль «локомотива» в этом процессе отводится тому же ОАО «Росагролизинг». Эта структура уже сегодня объединяет вокруг себя региональные лизинговые компании, передовые сельхозпредприятия, крупные агропромышленные и машиностроительные холдинги, заводы, банки, страховые компании.

Необходимо отметить: чтобы снизить финансовую нагрузку на конечного лизингополучателя, с марта 2003 года решением совета директоров ОАО «Росагролизинг» изменены условия федерального лизинга. Уменьшена процентная ставка за использование бюджетных средств, направленных в уставный капитал компании, с семи до четырех процентов годовых, снижены авансовые платежи с 10 до семи процентов, срок лизинга комбайнов увеличен до семи лет, тракторов – до пяти лет. Новые условия позволяют снизить в среднем на 40 процентов ежегодную финансовую нагрузку на сельхозпроизводителя по сравнению с прежними условиями.

Теперь очень много зависит от умения работать с хозяйствами местных региональных компаний. Хорошие примеры совсем рядом - в Волгоградской области. Директор «Волгоградагролизинга» А. Беляев рассказал: «Оборот нашей компании в 2003 году достиг миллиарда рублей. Мы предложили сельхозпредпроизводителям такой инструмент, как залог. Вместе со страховыми компаниями берем в залог не только ликвидное имущество, но теперь даже посевы сельхозкультур. Причем этот механизм производственники приняли. Сегодня мы берем в залог практически любое имущество на селе, у крестьян появилась возможность обновлять технику».

В. БУРДЮГОВ<br>кандидат сельскохозяйственных наук