00:00, 17 января 2004 года

Кредо профессора Арушаняна

Эдуард Бениаминович – человек во многом уникальный. Ну, скажите, кто еще из ставропольских ученых имеет 580 опубликованных научных работ, из которых 15 – монографии? Кого еще избрали действительным членом Нью-Йоркской академии наук? Кто еще награжден серебряной и золотой медалями «Две тысячи выдающихся ученых», присужденными Английским биографическим центром, и чья еще фамилия занесена в американские биографические справочники «Кто есть кто в мировой науке»? А Э.Арушанян удостоен такой чести. И вполне заслуженно.

Судите сами: фармакологии он уже отдал без малого 50 лет и продолжает ей служить. Только за последнее десятилетие, то есть после достижения официального пенсионного возраста, он, не прерывая преподавательской деятельности в Ставропольской госмедакадемии и заведования кафедрой клинической фармакологии, написал 188 научных статей, выпустил шесть книг, последняя из них – «Стимуляторы психических процессов» – вышла в 2003 году, получил патент на новый метод лечения некоторых кожных заболеваний, заканчивает монографию о веществах, которые улучшают познавательную и рассудочную деятельность мозга.

Проблемами воздействия лекарственных средств на работу головного мозга Э. Арушанян начал заниматься еще в Чите, куда был распределен по окончании I Ленинградского медицинского института. В Забайкалье он проработал 26 лет, создал научную школу фармакологов, получившую широкую известность в нашей стране и за рубежом, подготовил большую часть профессорско-преподавательского состава местного мединститута.

Его публикации в научных журналах об исследованиях, которые он вел, были замечены в ученом мире. Из Читы он был приглашен в Париж, на VII Всемирный конгресс фармакологов, на котором выступил с основной лекцией, - такой чести за всю историю конгрессов удостаивались лишь трое советских фармакологов.

- Признаться, я здорово оробел, когда узнал, в какой компании выступающих оказался, - рассказывает Эдуард Бениаминович, - в списке лекторов значились имена нобелевских лауреатов, президентов национальных академий наук, всемирно известных фармакологов, и тут же я, скромный молодой ученый из сибирской глубинки…

О том, какой большой интерес вызвало тогда выступление Э. Арушаняна на конгрессе, свидетельствовали полтора часа вопросов после лекции, которыми засыпали его слушатели.

Вернувшись в Читу, он продолжал свои эксперименты и поиски эффективных препаратов для лечения тяжелых заболеваний головного мозга. Результатом явились предложенные им оригинальные методы избавления больных от паркинсонизма и психических расстройств, которые впоследствии вошли в учебники по физиологии, фармакологии, невропатологии.

А потом в жизни Эдуарда Бениаминовича случился крутой поворот. В 1983 году, находясь в зените славы и всеобщего уважения, он вдруг оставляет высокое положение, которое занимал в Чите, оставляет своих студентов и многочисленных учеников и уезжает на Ставрополье, где жили его престарелые родители, тоже, кстати, врачи.

Кафедра фармакологии, которую ему предложили в Ставропольском мединституте, в ту пору ничем не блистала. Серьезно наукой на ней никто не занимался, не было ни аппаратуры, ни лабораторных животных. Словом, Э. Арушаняну снова пришлось все начинать, как говорится, с чистого листа.

Увлеченный человек всегда притягивает к себе людей. Вскоре и в Ставрополе вокруг Э. Арушаняна сложился работоспособный коллектив сотрудников, аспирантов и студентов, с энтузиазмом включившихся в научные исследования. На кафедре началась теоретическая разработка интереснейших проблем в области психиатрии и кардиологии. Под руководством профессора Э. Арушаняна писались и продолжают писаться и защищаться кандидатские и докторские диссертации, готовятся публикации для отечественных и зарубежных научных журналов.

А сам Эдуард Бениаминович увлекся новой идеей – изучением влияния фактора времени при приеме лекарственных средств. Теоретически и практически он доказал, что эффективность любых препаратов тесно связана с биоритмами организма человека. Эти выводы нашли отражение в его новой монографии – «Хронофармакология», они расширяют аспекты для исследователей в области самых разных направлений медицины.

Выходит, и в провинции можно стать большим ученым, надо только по-настоящему работать. И Э. Арушанян работает, как работал всю жизнь, не оглядываясь на возраст.

- На собственном опыте я убедился, - говорит он, - что дело можно делать при любых обстоятельствах. Я испытываю удовольствие от занятий наукой. И счастлив этим, а потому радуюсь каждому отпущенному мне судьбой дню.