00:00, 20 декабря 2003 года

Воюющий отряд


Только за последний год пограничниками отряда проведены несколько тысяч разведывательно-боевых выходов, в ходе которых задержаны или уничтожены около десятка участников незаконных вооруженных формирований, в малонаселенном приграничье обнаружены и изъяты более 20 единиц огнестрельного оружия, около 60 тысяч штук боеприпасов различного калибра, около 20 кг взрывчатки, около 5 кг наркотиков. Обнаружены и уничтожены укрытия боевиков, более 60 схронов с продуктами питания, боеприпасами, средствами связи, автономными источниками питания, оптическими средствами наблюдения, обмундированием. Последние несколько месяцев Аргунский пограничный отряд возглавляет полковник Юрий Радионов.

- Юрий Александрович, скажите, пожалуйста, какая сегодня ситуация на чеченском участке российско-грузинской границы?

- Протяженность участка Аргунского пограничного отряда более 80 км. Задачи перед отрядом стоят сложные – не пропустить незаконные вооруженные формирования на территорию России, а также пресечь попытки ухода последних за рубеж. Хотя на текущий момент о больших скоплениях бандитов говорить не приходится, но все же они могут собраться, как говорится, «по первому зову». После выборов президента на территории Чечни проводятся серьезные мероприятия по наведению порядка. Есть надежда, что обстановка в республике стабилизируется. Однако угроза попыток прорыва границы бандформированиями сохраняется.

- Каков моральный настрой аргунских пограничников?

- У личного состава дух боевой. Многие солдаты не хотят служить в управлении отряда, просятся только на заставы. Это меня удивило, так как каждый приходящий к нам призыв по официальным показателям хуже предыдущего. А тут я обратил внимание, что солдаты совсем не ищут причин увильнуть от службы. Это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

На чеченском участке российско-грузинской границы проходят службу замечательные ставропольские ребята. Такие как стрелок мотоманевренной группы рядовой Алексей Батаев. Родом Алексей из Нефтекумска. Он неоднократно в составе разведывательно-поисковой группы принимал участие в выявлении и блокировании участников НВФ на территории приграничной горной местности. Во время одного из выходов группы Алексей благодаря отличным навыкам по ведению разведки местности, прекрасной подготовке и профессиональной выучке обнаружил схрон одной из бандгрупп и извлек из него более двух десятков минометных мин, чем предотвратил возможные террористические акты на территории нашей страны. Хочется сказать также о старшем сержанте контрактной службы Андрее Санькове из Михайловска. Андрей служит в комендантской роте отряда и исполняет обязанности командира зенитно-артиллерийского взвода, несмотря на то, что должность является офицерской. В обязанности командира зенитно-артиллерийского взвода входят не только знание зенитной установки и автомобильной техники, а прежде всего умение работать с личным составом. Андрей понимает всю ответственность возложенных на него задач, выполняет их добросовестно. За непродолжительное время службы в погранвойсках он показал себя настоящим профессионалом. Здесь же, в комендантской роте, служит рядовой Евгений Солин из Ставрополя. Очень требовательный к себе, к своим товарищам солдат. Имеет ясное понимание, что от общей бдительности и добросовестности зависит выполнение боевых задач. Евгений в совершенстве владеет личным и групповым оружием. В общем, на таких ребят можно положиться.

Однако, бывают случаи и иного характера. Не все выдерживают физически и морально. Мы стараемся им помочь. Если случается, что солдата почему-то не устраивает место службы, то он не обречен, вопрос его перевода в другое подразделение вполне решаем.

- Хорошо ли отлажено взаимодействие пограничников с другими силовыми структурами?

- Взаимодействие существует. Но, к примеру, поступает к нам от взаимодействующих органов обтекаемая информация о том, что возможен прорыв. когда она длительное время не подтверждается, вызывает синдром «привыкания к обстановке». Бойцы расхолаживаются, и тогда при возможной чрезвычайной ситуации промахов не избежать. Мы стараемся опираться на свою информацию, но и любую другую тщательно проверяем.

- С какими бытовыми трудностями приходится сталкиваться?

- Большая проблема для нас – строительные материалы: лес, цемент, краска. Бывало, помогали шефы. Что касается трудностей приобретения леса, то они напрямую связаны с проблемой отвода земель в пользование погранведомством. Она до конца не решена – земля все еще пока находится в частных владениях. Может случиться так, что, когда закончатся боевые действия, нам предъявят счет за каждый пенек. В общем, если взять в расчет все трудности, которые приходится преодолевать пограничникам по обустройству, то с уверенностью могу сказать – начальника заставы, прослужившего у нас лет пять, можно смело ставить директором крупного колхоза.

- Юрий Александрович, а жены военнослужащих приезжают в отряд?

- Конечно. Более того, на сегодня около 40 женщин проходят службу в пограничном отряде. Все обеспечены работой. Моя жена тоже однозначно решила поехать в Чечню. Чтобы наладить нормальную жизнь офицерских семей, стоит задача строить жилье для офицеров, и нам ее предстоит решить.

- Известно, что военных, увольняющихся в запас из Чечни, по пути следования обирают до нитки. Как защититься от поборов?

- Это серьезная проблема. И возникает она, как только военнослужащий сходит с вертолета на аэродроме. Таксисты заламывают бешеные цены. На постах военнослужащим подкидывают патроны и наркотики, чтобы выманить заработанные деньги. Командование отряда постоянно думает, как воспрепятствовать этому бесчинству.

Юлия АСТАПОВА