00:00, 20 декабря 2003 года

Три стороны медали

Собственно говоря, жарких дебатов на этом заседании уже не было, потому что проект начал готовиться заблаговременно – почти полгода назад. Как сообщил на заседании комиссии заместитель министра труда и социальной защиты населения края В. Шевцов, он поэтапно согласовывался координаторами сторон, отрабатывался в краевых органах исполнительной власти, в правовом управлении аппарата ПСК. Все поступившие замечания были рассмотрены и в основном учтены.

В основном. Но не все. Некоторые не были приняты. В частности, от департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю. Этим ведомством предлагалось (там, где речь идет об установлении квот рабочих мест для приема на работу «слабозащищенных категорий жителей края, особо нуждающихся в социальной защите») вместо этих слов записать другое: «инвалидов».

Но, по мнению комиссии, тем самым сузился бы круг слабозащищенных граждан. Тем более что в представленном в ГДСК и прошедшем в первом чтении законопроекте о квотировании рабочих мест для инвалидов предусмотрено, что если на учете в качестве безработных отсутствуют инвалиды, то можно будет в счет установленной льготы по согласованию с работодателями направлять на трудоустройство и иных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Также не прошло и предложение министерства здравоохранения края об организации обучения отдельных категорий профессий (должностей) работников этой отрасли (тех, кому предоставляются дополнительные, повышенные требования по безопасности труда) за счет средств фонда социального страхования. Данное предложение, как было заявлено на заседании комиссии, не может быть реализовано, поскольку перечень профессий не подлежит расширенному толкованию, а указанных категорий работников в нем нет. Если есть такая необходимость, то этот вопрос надо решать через федеральное министерство и ЦК профсоюзов.

Координаторы сторон не согласились и с предложением министерства финансов края по исключению из соглашения такого пункта: «Начиная с 2005 года правительство края рассматривает возможность частичной компенсации затрат для установления льготных тарифов на электроэнергию детским оздоровительным лагерям в период летней кампании». Тут комментарии, наверное, излишни.

К некоторым положениям этого документа, правда, пришлось все-таки возвращаться в рабочем порядке. В частности, возник разговор об улучшении материального положения работников бюджетной сферы. По ходу обсуждения заместитель председателя ПСК, координатор краевой комиссии Н. Пальцев (он вел ее заседание), президент Конгресса деловых кругов Ставрополья В. Травов, другие представители комиссии дали необходимые разъяснения.

Полное взаимопонимание и согласие, достигнутые в процессе подготовки и обсуждения этого документа, можно, наверное, считать признаком хорошей работы всех трех сторон, добившихся баланса своих интересов. Ну а нам-то какая с этого радость? Большая. Документ необходим для согласования позиций сторон на основе коллективных переговоров и взаимных консультаций при выработке очень важных решений. В том числе направленных на стабилизацию социально-экономических отношений, обеспечение социальных гарантий, предотвращение трудовых конфликтов. Примечательно и то, что данное соглашение в истории края стало уже девятым: самой жизнью подтверждаются его состоятельность и востребованность. Поэтому и структура его, опробованная временем, остается прежней. В документе шесть разделов. Это экономика; развитие рынка труда и содействие занятости населения; регулирование оплаты труда, повышение уровня жизни и социальная защита населения; охрана труда и экологическая безопасность; конструктивное взаимодействие и развитие системы социального партнерства; и, что также очень важно, организация контроля за выполнением обязательств соглашения.

Есть, однако, и новшества – ясно, что родившиеся не случайно. К примеру, средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров теперь будут предусматриваться в размере не менее двух процентов от фонда оплаты труда организаций против одного, как было раньше.

Какие бы ни были у нас источники доходов, но для большинства населения основным из них (от которого напрямую зависит уровень жизни) является прежде всего зарплата. Поэтому в соглашении отныне отмечается особая необходимость своевременного выделения средств из краевого бюджета на введение новых условий оплаты труда и повышение ее уровня для работников бюджетной сферы, речь идет также об усилении контроля за целевым использованием этих средств.

Отмечена – опять же впервые – и необходимость создания эффективно работающей системы обеспечения граждан доступным по стоимости жильем. ПСК разрабатывает краевую программу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Будут осуществляться также конкретные мероприятия по обеспечению жильем работников бюджетной сферы и лиц, нуждающихся в перво- и внеочередном улучшении жилищных условий. Что имеется в виду? Для этих категорий граждан предусматривается порядок выделения безвозмездных адресных субсидий для долевого участия в строительстве жилья…