Подпольная «трезвость»
Анализ итогов выполнения плана за 9 месяцев показывает, что он профинансирован на 91,6%. Докладчик отметил, что по вине федерального бюджета идет существенное отставание в финансировании именно «социальных» разделов плана – а это конкретные объекты, ввода которых с нетерпением ожидают люди – детская поликлиника в Георгиевске, школа в с. Малая Джалга Апанасенковского района, спортзал школы № 2 в Минводах, дом-интернат в п. Подкумок Предгорного района и многие другие.
А. Черногоров указал министерствам на необходимость более плотной работы на ниве «выбивания» денег для края, что особенно актуально в связи со скорым принятием бюджета страны на будущий год, где федеральная адресная инвестиционная программа для края выглядит в урезанном виде. Губернатор сообщил, что встречался с министром экономразвития РФ Г. Грефом, который обещал нам инвестиции под программу «Электронная Россия»; около 200 миллионов можно получить от ОАО «Российские железные дороги»…
Единственным членом правительства, высказавшим свои сомнения по поводу реализации плана первоочередных действий губернатора, был заместитель председателя ПСК – министр ЖКХ, строительства и архитектуры А. Орешков, который привел следующие аргументы: план «весит» 579 миллионов, денег же под него поступило лишь 292 млн. рублей. Федеральное финансирование предусмотрено в сумме 182 млн., поступило – 80 млн. А. Орешков в неведении: когда минфин края отдаст министерству (оно является основным заказчиком многих объектов строительства) деньги из профицита бюджета. Из этих денег – 165 миллионов – получено пока лишь 43 млн. рублей.
А. Орешков дал понять, что бюджет задолжал большие суммы строителям, многие из которых работают под его, министра, честное слово. Например, в Советском районе предприятию, строившему школу, казна должна 8,3 млн., рабочие там не получают зарплату два месяца, а руководителя «таскают в прокуратуру».
Первый вице-премьер ПСК В. Гаевский предложил А. Орешкову поделиться функциями заказчика с другими министерствами, «чтобы не было проколов»: мол, объемы работ у министерства ЖКХ слишком большие. А на вопрос по поводу профицитных денег зампредседателя ПСК – министр финансов Т. Погорелова лишь холодно заметила: «Не надо драматизировать ситуацию в связи с возможным недовыполнением плана губернатора. Люди нас поймут, ведь на ликвидацию стихии пришлось отвлечь около 500 миллионов».
Бурно обсуждался и второй вопрос повестки о мерах по усилению госконтроля за производством и оборотом алкогольной продукции на территории края, докладывал замминистра экономразвития Ю. Белолапенко.
Доклад вызвал тревожное впечатление. Производство водки и ликероводочной продукции в крае снизилось на 19,1%, шампанского – на 30,7%, вина – на 6%, «подрос» лишь коньяк – на 65%. За девять месяцев бюджет края получил в качестве акцизов лишь 260 миллионов.
Милиция провела более четырех тысяч проверок, выявляя «левый» алкоголь. Составлено 1678 протоколов об административных правонарушениях, выявлено 12 подпольных цехов. Из оборота изъято более 12 тыс. декалитров спирта, более 13 тыс. дал алкогольной продукции, возбуждено 336 уголовных дел.
Не счесть проверок, проводимых налоговой инспекцией, лицензионным комитетом, санэпиднадзором и другими контролирующими ведомствами. Но, увы: водочная мафия продолжает процветать, что, по мнению губернатора, наносит ущерб краю в миллиард рублей. Дошло до сверхнаглости: в торговой сети региона КМВ появилась водка за 25 рублей с поддельными спецмарками.
Народ меньше пить не стал, но статистика показывает удивительные цифры, свидетельствующие, что некоторые районы уже близки к поголовному трезвому образу жизни. Например, в Новоселицком и Степновском районах за девять месяцев каждый житель выпил не более 1,5 литра алкоголя! Но это, конечно же, яркий показатель того, что там особенно вольготно чувствуют себя подпольные торговцы, чей товар статистика, разумеется, не учитывает. Тревожат «левые» поставки синтетического спирта, и это на фоне того, что не загружены мощности наших спиртзаводов. Более того, Минераловодский спиртзавод, по словам губернатора, «хотят обанкротить и забрать у государства», он попросил прокурора края В. Калугина разобраться в проблеме.
Болезненную реакцию А. Черногорова вызвала информация о том, что квота на спирт для края составляет всего 195 тыс. декалитров, в то время как для Северной Осетии, завалившей Ставрополье своей водкой, - 2 млн. 200 тысяч. Примерно такие же квоты, распределение которых, кстати, находится в епархии Федерации, получают и другие наши соседи: КЧР, КБР, Дагестан.
Нестабильно работают водочные заводы края, с трудом конкурирующие с дешевой продукцией соседних республик, которой заполнены наши оптовые склады. В результате только на «Стрижаменте» скопилось продукии на 6,5 млн. рублей, которую невозможно реализовать. Этот многострадальный завод, бывший маркой края, переживает очередной кризис. И судя по полемике, возникшей в ходе обсуждения, четкого плана о том, как его возродить, ни у кого нет. Депутат ГДСК А. Яшкунов предложил поменять менеджмент, что, впрочем, не нашло поддержки у губернатора: все знают, какие огромные долги достались заводу в наследство «усилиями» предыдущего руководства…
В ходе заседания обсуждались и другие вопросы повестки, по которым приняты решения. Также состоялось вручение наград РФ группе участников проведения Всероссийской переписи населения и удостоверений помощников губернатора на общественных началах.