00:00, 14 ноября 2003 года

Модель сельской школы: есть варианты

В правительстве СК состоялось заседание оргкомитета по подготовке Всероссийской научно-педагогической конференции. Она должна пройти в июне следующего года в рамках пятидесятилетнего билея УПБ на Ставрополье и будет посвящена проблемам сельской школы. Заседание вела заместитель председателя правительства края А. Золотухина, приглашены на него были заведующие отделами образования района, директора сельских школ, представители вузов. На совещании выступил министр образования СК А. Шабалдас. Он назвал школу в сельской местности «селообразующей» структурой, от которой сейчас зависит экономика аграрного сектора.

Далее выступавшие рассказали о различных моделях сельской школы, о том, как трудовое воспитание сегодня может быть увязано с ее работой. Варианты предлагались разные. Так, заведующий Андроповским районным отделом образования П. Новиков говорил о сетевом принципе сельского образования. В Курсавке на базе центральной школы № 1 часть старшеклассников района в этом учебном году начала получать профильное образование. Ездят в эту школу дважды в неделю ребята из других населенных пунктов, которые выбрали для себя в дальнейшем учебу в вузах. Но андроповцы сохранили и районный учебно-производственный комбинат, где другие старшеклассники получают сельские профессии на базе колледжа «Интеграл».

Иной вариант предложила директор средней школы села Казинка Шпаковского района Г. Мамцева. Здесь все ученики являются членами круглогодичной производственной бригады. Через обучение – и на уроках, и трудовое – проходят сквозные курсы экономики, психологии и права. Внеклассная и внешкольная работа также вписывается в деятельность УПБ. Г. Мамцева считает, что ее ученикам незачем ездить в районный ресурсный центр для получения профильного образования. Они получают его и в стенах школы, и во время исследовательской, производственной деятельности в УПБ. В Казинке дают выпускникам школы пять профессий. Все это возможно через реализацию двух профилей обучения, наиболее удобных для этой модели, – социально-экономического и агротехнологического.

В крае сейчас можно говорить о наличии уже шести моделей сельской школы. О своих концепциях рассказали Т. Некрасова, директор средней школы села Бешпагир Грачевского района, Л. Луценко, директор средней школы станицы Галюгаевской Курского района, и другие. Много было сказано о правовом аспекте деятельности сельской школы, где ученическая бригада служит не только производственным, но и образовательным целям. Однако законодательство рассматривает деятельность УПБ лишь как производственную. Поэтому бригада, облагаемая теми же налогами, что и хозяйствующие субъекты, не может развивать свою материальную базу. Есть проблемы с землей, которую многие сельские школы до сих пор не могут получить, есть и другие сложности.

Концептуальные соображения по проблемам сельской школы высказали также ректор и проректор Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования В. Вишнякова и В. Аникеев.