Уходит случайное. Остается – настоящее
Сорок лет назад выпускник Краснодарского художественного училища Виктор Чемсо приехал в Ставрополь, где ему суждено было не только вырасти в признанного мастера кисти, но также стать незаменимым учителем для десятков молодых ребят, основать в городе первую художественную школу, первое художественное училище, возглавить краевую организацию Союза художников и на этом беспокойном посту осуществить так много, что трудно даже представить, как удалось все это одному человеку. И при том, что организаторы юбилейной выставки сознательно стремились сделать ее, в общем-то, камерной, не «пышной», не хрестоматийной, пришедшие в этот день в музей люди сказали о Викторе Чемсо достаточно, чтобы стало ясно: это была личность очень значимая для искусства края, Юга России, а по большому счету и страны. Недаром, вспоминая Виктора Муссовича, заместитель министра культуры края Владимир Лычагин, в частности, сказал:
- Чем дальше уходит время, тем четче вычерчивается в памяти и осознается масштаб его личности. Исчезает случайное, остается – настоящее! И мы всё лучше понимаем, что он был не только талантлив, он был умный художник, но не рассудочно-сухой, а страстно мыслящий, много размышлявший о мире и своем месте в нем. Ему удалось не растратить свой дар на пустяки, но выразить себя так многогранно и так интересно.
Те, кому довелось знать В. Чемсо, общаться с ним, работать рядом, хорошо понимают эти слова о случайном и не случайном в творчестве и жизни. С особой теплотой говорил о своем учителе известный художник Петр Охрименко:
- До сих пор приходится слышать, что Виктор Муссович был-де человек сложный, тяжелый… А кто из нас простой?! Вспомним, сколько было вокруг него завистного, злобного даже. Он постоянно всей жизнью доказывал свою человеческую и творческую правоту… И где сегодня те, кто злорадно хвастал, что «Чемсо в партию не пустил»? А вот мы и сейчас называем Чемсо только по имени-отчеству. Отчего так? Ведь молодежь, посмотрев выставку, наверное, спросит – а где ж красотень-то? Но в искусстве Чемсо надо искать иное. В наши дни, увы, людей больше приучают во всем получать только удовольствие, а тут надо думать. Во мне по сей день живет то чувство Тайны мастера, которое когда-то давным-давно я ощутил в его мастерской – непостижимой тайны, скрытой глубоко-глубоко. И я счастлив, что эта тайна осталась со мной.
Действительно, молодому поколению, входящему в искусство, наверное, трудно представить: а что же приходилось «доказывать» художнику тогда. Да хотя бы то, как нуждался провинциальный Ставрополь в собственной художественной Школе (с большой буквы!), как важно для города формирование своего культурного слоя… Целая плеяда молодых, приехавших почти в одно время с Чемсо на Ставрополье, и начала творить этот уникальный культурный слой. Казанчан, Горбань, Соколенко, Саврасов… Все они, сказала искусствовед Ольга Бендюк, прекрасно понимали, что город не должен жить замкнуто, и многое сделали для нашего искусства. Сделали еще и потому, что был он, Виктор Чемсо, первый среди равных. Например, преодолев консервативные устои в творческой организации, он вывел на арену молодежь, дав ей возможность участвовать в выставках вместе с мэтрами. И тогда «вдруг» неожиданно открылось, сколь эта молодежь способна, интересна, творчески состоятельна и как вредны для растущего художника искусственные, надуманные кем-то возрастные, идеологические и иные ограничения.
В числе учеников Виктора Муссовича был и кисловодчанин Олег Урюпин, специально приехавший в Ставрополь на открытие выставки. Он напомнил о том, как в середине 70-х годов в краевом Союзе художников благодаря Чемсо произошла самая настоящая революция. Случилось неслыханное: беспартийного Чемсо избрали главой организации! Скандал? Но – нет. «Тяжелому» человеку Чемсо удалось найти общий язык и с коллегами, и – что немаловажно – с властью. Его молодая команда придала деятельности Союза свежее дыхание, столь необходимое творчеству. При нем впервые сразу 12 молодых художников края приняли участие в республиканской выставке в Москве, и там одна из картин была даже куплена столичным музеем! Чемсо успешно развил идею, задуманную Казанчаном: прошла целая серия открытий картинных галерей в районах края – Ипатово, Арзгир, Новопавловск, Невинномысск, Черкесск. Строились мастерские художников. То есть, была не просто заложена, но практически создана та база, на которой сегодня продолжается развитие всего изобразительного искусства в регионе.
- Мне повезло в жизни встретиться и тесно работать в Виктором Муссовичем, - призналась директор Ставропольского художественного училища Людмила Пискунова. – Особенно бесценна его помощь и поддержка в сложнейшие годы – начало 90-х, когда начали вместе с изменениями в обществе меняться и условия творчества, критерии оценок и подходы к нему. Именно Чемсо сыграл огромную роль в создании на базе училища новых – отвечающих времени – отделений по подготовке художников-дизайнеров и художников-модельеров. Он буквально привел за руку в училище многих Ставропольских мастеров, ставших у нас педагогами. Уверена, на таких людях всегда держалось искусство, творчество, держался мир!
Словно в продолжение хочется привести слова преподавателя Ставропольского госуниверситета Клары Штайн, посвятившей немало строк аналитических статей творчеству художника:
- Чем больше лет будет проходить, тем больше будет востребовано творчество Чемсо. Мы видим, как все убыстряется ход времени, и все меньше у человека возможности сосредоточиться. И вот как раз неспешное созерцание мира найдут новые поколения художников в работах Виктора Муссовича. Созерцание и размышление. Он оставил нам в своих картинах и свою щедрую руку, и свою щедрую душу, и свой щедрый разум.
В экспозиции, которая вышла действительно камерной, тем не менее представлены самые разные по времени, жанрам и темам работы Мастера. Здесь есть и портреты, и зарисовки «с натуры», и философские сюжеты, и лирические пейзажи. Необычна и сама цветовая палитра, то яркая и контрастная, то пастельно-туманная, нежная, подчеркнуто размытая. В неопределенности последней разобраться, признаюсь, непросто. Сюда следует приходить, смотреть не спеша. Может быть, посвящая внимание всего лишь одной-двум картинам. «Степь», «Ночь», «Мечты» - в этих односложных названиях сокрыта своя неповторимая многослойная сложность. Каждому она откроется по-своему, с какой-то только ему близкой и понятной стороны. А это и есть признак настоящего искусства.
В организацию выставки наряду с сотрудниками музея немало сил вложили дочери В. Чемсо Алла и Людмила, обе избравшие вслед за отцом тернистый путь художников-педагогов. Их стараниями и любовью экспозиция с первого своего дня стала событием.