Уходит случайное. Остается – настоящее
Сорок лет назад выпускник Краснодарского художественного училища Виктор Чемсо приехал в Ставрополь, где ему суждено было не только вырасти в признанного мастера кисти, но также стать незаменимым учителем для десятков молодых ребят, основать в городе первую художественную школу, первое художественное училище, возглавить краевую организацию Союза художников и на этом беспокойном посту осуществить так много, что трудно даже представить, как удалось все это одному человеку. И при том, что организаторы юбилейной выставки сознательно стремились сделать ее, в общем-то, камерной, не «пышной», не хрестоматийной, пришедшие в этот день в музей люди сказали о Викторе Чемсо достаточно, чтобы стало ясно: это была личность очень значимая для искусства края, Юга России, а по большому счету и страны. Недаром, вспоминая Виктора Муссовича, заместитель министра культуры края Владимир Лычагин, в частности, сказал:
- Чем дальше уходит время, тем четче вычерчивается в памяти и осознается масштаб его личности. Исчезает случайное, остается – настоящее! И мы всё лучше понимаем, что он был не только талантлив, он был умный художник, но не рассудочно-сухой, а страстно мыслящий, много размышлявший о мире и своем месте в нем. Ему удалось не растратить свой дар на пустяки, но выразить себя так многогранно и так интересно.
Те, кому довелось знать В. Чемсо, общаться с ним, работать рядом, хорошо понимают эти слова о случайном и не случайном в творчестве и жизни. С особой теплотой говорил о своем учителе известный художник Петр Охрименко:
- До сих пор приходится слышать, что Виктор Муссович был-де человек сложный, тяжелый… А кто из нас простой?! Вспомним, сколько было вокруг него завистного, злобного даже. Он постоянно всей жизнью доказывал свою человеческую и творческую правоту… И где сегодня те, кто злорадно хвастал, что «Чемсо в партию не пустил»? А вот мы и сейчас называем Чемсо только по имени-отчеству. Отчего так? Ведь молодежь, посмотрев выставку, наверное, спросит – а где ж красотень-то? Но в искусстве Чемсо надо искать иное. В наши дни, увы, людей больше приучают во всем получать только удовольствие, а тут надо думать. Во мне по сей день живет то чувство Тайны мастера, которое когда-то давным-давно я ощутил в его мастерской – непостижимой тайны, скрытой глубоко-глубоко. И я счастлив, что эта тайна осталась со мной.
Действительно, молодому поколению, входящему в искусство, наверное, трудно представить: а что же приходилось «доказывать» художнику тогда. Да хотя бы то, как нуждался провинциальный Ставрополь в собственной художественной Школе (с большой буквы!), как важно для города формирование своего культурного слоя… Целая плеяда молодых, приехавших почти в одно время с Чемсо на Ставрополье, и начала творить этот уникальный культурный слой. Казанчан, Горбань, Соколенко, Саврасов… Все они, сказала искусствовед Ольга Бендюк, прекрасно понимали, что город не должен жить замкнуто, и многое сделали для нашего искусства. Сделали еще и потому, что был он, Виктор Чемсо, первый среди равных. Например, преодолев консервативные устои в творческой организации, он вывел на арену молодежь, дав ей возможность участвовать в выставках вместе с мэтрами. И тогда «вдруг» неожиданно открылось, сколь эта молодежь способна, интересна, творчески состоятельна и как вредны для растущего художника искусственные, надуманные кем-то возрастные, идеологические и иные ограничения.
В числе учеников Виктора Муссовича был и кисловодчанин Олег Урюпин, специально приехавший в Ставрополь на открытие выставки. Он напомнил о том, как в середине 70-х годов в краевом Союзе художников благодаря Чемсо произошла самая настоящая революция. Случилось неслыханное: беспартийного Чемсо избрали главой организации! Скандал? Но – нет. «Тяжелому» человеку Чемсо удалось найти общий язык и с коллегами, и – что немаловажно – с властью. Его молодая команда придала деятельности Союза свежее дыхание, столь необходимое творчеству. При нем впервые сразу 12 молодых художников края приняли участие в республиканской выставке в Москве, и там одна из картин была даже куплена столичным музеем! Чемсо успешно развил идею, задуманную Казанчаном: прошла целая серия открытий картинных галерей в районах края – Ипатово, Арзгир, Новопавловск, Невинномысск, Черкесск. Строились мастерские художников. То есть, была не просто заложена, но практически создана та база, на которой сегодня продолжается развитие всего изобразительного искусства в регионе.
- Мне повезло в жизни встретиться и тесно работать в Виктором Муссовичем, - призналась директор Ставропольского художественного училища Людмила Пискунова. – Особенно бесценна его помощь и поддержка в сложнейшие годы – начало 90-х, когда начали вместе с изменениями в обществе меняться и условия творчества, критерии оценок и подходы к нему. Именно Чемсо сыграл огромную роль в создании на базе училища новых – отвечающих времени – отделений по подготовке художников-дизайнеров и художников-модельеров. Он буквально привел за руку в училище многих Ставропольских мастеров, ставших у нас педагогами. Уверена, на таких людях всегда держалось искусство, творчество, держался мир!
Словно в продолжение хочется привести слова преподавателя Ставропольского госуниверситета Клары Штайн, посвятившей немало строк аналитических статей творчеству художника:
- Чем больше лет будет проходить, тем больше будет востребовано творчество Чемсо. Мы видим, как все убыстряется ход времени, и все меньше у человека возможности сосредоточиться. И вот как раз неспешное созерцание мира найдут новые поколения художников в работах Виктора Муссовича. Созерцание и размышление. Он оставил нам в своих картинах и свою щедрую руку, и свою щедрую душу, и свой щедрый разум.
В экспозиции, которая вышла действительно камерной, тем не менее представлены самые разные по времени, жанрам и темам работы Мастера. Здесь есть и портреты, и зарисовки «с натуры», и философские сюжеты, и лирические пейзажи. Необычна и сама цветовая палитра, то яркая и контрастная, то пастельно-туманная, нежная, подчеркнуто размытая. В неопределенности последней разобраться, признаюсь, непросто. Сюда следует приходить, смотреть не спеша. Может быть, посвящая внимание всего лишь одной-двум картинам. «Степь», «Ночь», «Мечты» - в этих односложных названиях сокрыта своя неповторимая многослойная сложность. Каждому она откроется по-своему, с какой-то только ему близкой и понятной стороны. А это и есть признак настоящего искусства.
В организацию выставки наряду с сотрудниками музея немало сил вложили дочери В. Чемсо Алла и Людмила, обе избравшие вслед за отцом тернистый путь художников-педагогов. Их стараниями и любовью экспозиция с первого своего дня стала событием.

Около 250 школьников в Пятигорске читали хором стихотворение Пушкина «Клеветникам России»
Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества

Вышли на новый уровень диагностики

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты
