00:00, 1 ноября 2003 года

Как «Ставрополь» спас Владивосток

Рассказывает краевед-любитель Андрей Климов:

- В 1909 году для экспедиции известного полярного исследователя Г. Седова в Норвегии (по другим данным - в Германии в 1907 году) был куплен пароход «Котик». Поскольку судно приобрели на деньги ставропольских купцов, его переименовали в «Ставрополь». Вплоть до первой мировой войны оно совершало регулярные рейсы из Владивостока в Колымский край. После революции пароход поставили на прикол в столице Дальнего Востока, а команда разбежалась.

Только в 1919 году «Ставрополь» вышел в новый рейс на Колыму, жители которой два года не получали ни продовольствия, ни медикаментов. Лето выдалось суровое, пароход попал в сплошные льды и был вынужден остаться на зимовку около мыса Шмидта. Во время зимовки экипаж «Ставрополя» узнал, что у Чаунской губы в критическом положении находится экспедиция норвежца Амундсена. Иностранцы обратились за помощью к русским морякам, но те из-за отсутствия топлива смогли лишь по радио сообщить в Анадырь о надвигающейся беде.

Вернувшийся во Владивосток, где к тому времени уже поменялась власть - городом вместо белогвардейцев с интервентами командовали красные партизаны, пароход был «призван на военную службу». Вооруженный несколькими пушками «Ставрополь» повез в Аянский уезд (Якутия) экспедиционный отряд красногвардейцев, который ликвидировал «белую армию» Пепеляева. После окончания гражданской войны пароход спустил военный флаг и стал перевозить грузы и пассажиров. Именно в его трюмах были доставлены на Колыму первые узники ГУЛАГа и их охранники.

Казалось, что «Ставрополь» так и останется гражданским судном, но обострение обстановки на Дальнем Востоке снова заставило включить пароход в состав Тихоокеанского военно-морского флота СССР. Корабль сначала переоборудовали в гидрографическое судно, затем - в минный блокшив (плавучий склад «адских машин»), а потом в минный заградитель. Его вооружили четырьмя 76-миллиметровыми орудиями и двумя спаренными четырехствольными пулеметными установками «Максим». В трюмах минзага помещались 389 мин. В 1935 году этой боевой единице флота присвоили новое имя – «Ворошиловск» (второго ноября 1935 года Ставрополь переименовали в честь тогдашнего министра обороны СССР). Так корабль в третий раз поменял имя, но остался тезкой краевого центра. Городу потом, в 1943 году, вернули историческое название, а вот минный заградитель так и остался «Ворошиловском».

Во время Второй мировой войны минный за-градитель исправно нес свою службу – выставлял минные заграждения. Причем они были настолько плотные и многочисленные, что на одной из собственных мин корабль и подорвался. Однако «Ворошиловску» было не суждено погибнуть в холодных водах. Мина, на которую напоролся минзаг, оказалась образца 1908 года с малым зарядом взрывчатки, поэтому матросам удалось довольно быстро заделать пробоину, и после непродолжительного ремонта корабль вернулся в строй.

«Холодная война» и конфликт на Корейском полуострове продлили военную службу «Ворошиловска». Тем более что по итогам состязаний по постановке мин в 1949 году корабль был признан лучшим во всем военно-морском флоте СССР. Командование не желало ударить в грязь лицом и на соревнованиях 1950 года, поэтому команде «Ворошиловска» пришлось провести несколько тренировок. Одна из них оказалась роковой.

«В течение двух суток с 23 по 25 октября на «Ворошиловск» было принято 230 боевых мин, - пишет в документальной повести «Непреданные забвению» капитан 2-го ранга Владимир Шигин. – Почему кораблю было приказано ставить боевые мины «АМД – 100», непонятно, ведь на состязаниях 1949 года минзаг ставил лишь учебные мины…».

Выставив в Амурском заливе минные заграждения, корабль, согласно приказу командования флота, «осуществил выборку выставленных мин» и взял курс на базу во Владивосток. В 8 часов 15 минут 30 октября 1950 года «Ворошиловск» прибыл в бухту Новик и отшвартовался у причала мыса Шигина недалеко от минного склада. Часть команды была отпущена в город, а оставшиеся занялись разгрузкой боеприпасов. Причем по непонятным причинам никто из офицеров не следил за работой матросов.

Из-за своеобразной конструкции судна мины выгружали очень медленно, но команде была поставлена задача закончить разгрузку к 18 часам. К трем часам дня морякам удалось разгрузить только одну треть мин, находящихся на судне.

«В это время руководивший работами на верхней палубе старший матрос-минер Василий Чанчиков, – читаем далее в книге В. Шигина, - решил для ускорения работ перед выгрузкой донных мин на пирс отсоединять их от тележки. Мины на металлической палубе укладывали бок о бок прямо у люка кормового погреба… Из люка минного погреба показалась очередная донная мина. Бывшие на палубе сразу же обратили внимание, что, провиснув на стропах, она сильно наклонилась зарядной частью вперед. Но и это никого не остановило. Тысячи раз проделывали участвовавшие в разгрузке эту, казалось, до совершенства отработанную операцию и не сомневались, что все будет благополучно и на сей раз. При попытке стоявшего на лебедке матроса втиснуть ее между двумя соседними минами она своей тяжестью развернула одну из лежавших мин, а затем с силой ударилась головной частью о металлическую палубу…».

Первый взрыв был не очень сильный, и лежавшие рядом мины не сдетонировали, но взрыв сопровождался разбрасыванием горящих кусков взрывчатки. Горящий гексоген падал на надстройки, палубу, буквально засыпал лежавшие на палубе и пирсе мины. Всюду разом вспыхнули языки пламени.

Команда вначале побежала в разные стороны, стала прыгать за борт, но, когда появился командир «Ворошиловска», бросилась тушить пожар. Увы, огонь разгорался все сильнее и сильнее, появилась угроза взрыва лежавших на пирсе мин, от которых на воздух мог взлететь минный склад, а там находилась большая часть боезапаса флота. Тогда капитан 3-го ранга Николай Дерипаско приказал только тушить и оттаскивать лежавшие на берегу мины, а пылающий «Ворошиловск» было решено затопить. К сожалению, матросам и офицерам удалось только первое.

Сила взрыва была огромна, минный заградитель буквально исчез в клубах пламени и дыма. Даже в отделенном небольшим проливом от острова Владивостоке во многих домах вылетели стекла. Капитан 3-го ранга Николай Дерипаско и 19 офицеров и матросов погибли, но эти жертвы были не напрасны. Они спасли сотни жизней во Владивостоке.

* * *

В 1994 году на острове Русский был установлен памятник погибшим при взрыве «Ворошиловска» морякам.

записал Николай ГРИЩЕНКО