00:00, 1 ноября 2003 года

Досье на потенциальных убийц

В результате 25 тысяч человек погибли и почти 177 тысяч получили ранения. Рост аварийности отмечается в 34-х регионах страны.

Большинство ДТП (79 процентов) произошло по вине водителей. По словам генерала, каждая третья автоавария связана с неправильным выбором скорости движения, каждая шестая совершается водителями, не имеющими «прав» на управление транспортными средствами, или связана с управлением в нетрезвом состоянии, каждая седьмая – с выездом на полосу встречного движения. Начальник ГАИ России также сообщил, что за девять месяцев текущего года сотрудники Госавтоинспекции пресекли 23,3 миллиона административных правонарушений. В суды было направлено 822 тысячи материалов. Однако только 9 процентов водителей были лишены водительских прав.

Из доклада генерала В. Кирьянова следовало, что на Ставрополье (если сравнивать с другими краями и областями) далеко не худшая ситуация с безопасностью дорожного движения. Тем не менее в ходе краевого селекторного совещания и во время общения с журналистами региональных СМИ начальник управления Госавтоинспекции ГУВД СК полковник Борис Булгаков крайне жестко оценивал обстановку. Он подчеркнул, что в октябре волна аварийности захлестнула Буденновский, Курский, Предгорный и некоторые другие районы. И это в то время, когда подразделения дорожно-патрульной службы работали в усиленном режиме, когда проводились обязательные проверки и досмотры.

Казалось бы, такое усиление должно сказаться на дисциплине водителей, снизить аварийность. А получилось с точностью до наоборот. Б. Булгаков вынужден был говорить о том, что далеко не все руководители подразделений умеют четко и конкретно ставить задачи, контролировать работу личного состава. Именно поэтому не дают должных результатов и такие профилактические операции, как «Сеть» и «ГСМ». Результативность их низка. Зачастую затраченного в ходе таких операций бензина бывает больше, нежели задержанного «левого» горючего. Начальник управления Госавтоинспекции края упрекнул своих подчиненных и в том, что по улицам и дорогам подведомственных территорий продолжают беспрепятственно разъезжать частные машины со специальными сигнальными и звуковыми устройствами («мигалками» и «сиренами»), которыми некоторые граждане пользуются вопреки закону.

Особый упор полковник Булгаков сделал на прогнозировании аварийных ситуаций и профилактической работе. Эта работа зачастую проводится либо формально, либо вообще завалена. К примеру, в Курском районе количество ДТП по вине нетрезвых водителей резко возросло, а профилактика снижена почти на пятьдесят процентов. Злостные нарушители правил дорожного движения вольготно чувствуют себя на улицах и дорогах края, безнаказанно превышают скорость, а сотрудники ДПС только разводят руками.

В беседе с корреспондентом «СП» Б. Булгаков не стал скрывать горькой правды о том, что у нас в крае систематически нарушаются правила дорожного движения, в том числе и пьяницами. И привел вопиющий пример: из более чем тысячи лиц, грубо нарушивших ПДД, лишено водительских прав лишь десять процентов. Почему? Да потому что командиры и начальники подразделений ДПС не передают дела в суд, а ограничиваются наложением штрафов. Отсюда появляется расхожее мнение (а молва летит быстро): дескать, пей, скорость превышай, на красный свет можешь проехать – все равно отделаешься штрафом. Потому нарушители и наглеют.

Обоснованную тревогу вызывает число автоаварий с участием транспорта юридических лиц: только в Промышленном районе Ставрополя их совершено 19. Оставляет желать лучшего техническое состояние транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки: в Буденновске, Невинномысске, Светлограде на маршруты частенько выпускают автобусы с изношенными шинами, неисправными отопительными приборами...

Краевое селекторное совещание полковник Булгаков закончил в довольно жестком тоне. Суть сводилась к тому, что церемониться со злостными нарушителями правил дорожного движения не будут. Создается единая база данных (на потенциальных убийц?), в которую будет стекаться информация о любом правонарушении, совершенном тем или иным водителем. Другими словами, МВД выступает за создание своего рода электронного досье на каждого, кто водит транспортное средство. Это будут информационные массивы в системе ГАИ, с помощью которых станут определять злостность нарушений, их периодичность, в целом отношение человека к закону. На основании этих данных суды смогут определять степень наказания для каждого нарушителя.

Туго, по словам Б. Булгакова, придется и дорожной службе. Вслед за либеральными предписаниями теперь неукоснительно будут следовать карательные меры: за неисправность дорожного полотна, ямы на улицах, неработающие светофоры придется отвечать рублем. Точнее – сотнями и тысячами…

Кстати

Это ЧП случилось в Новоалександровском районе. Здесь сотрудники ГАИ остановили «Ауди» шестой модели. Сидевший за рулем гражданин на просьбу предъявить документы стал рассказывать, что буквально в двухстах метрах, но уже на территории Краснодарского края, его ждет бывший сотрудник милиции, чтобы сопровождать дальше.

При проверке выяснилось: действительно, водителя «Ауди» ждал на «Мерседесе» без номеров бывший сотрудник ГУВД Ставропольского края. Номера, снятые с этого «Мерседеса», были прикручены к «Ауди», которую не так давно угнали из краевого центра. Таким образом, краденую машину перегоняли в Краснодарский край, сообщила пресс-служба УГАИ ГУВД СК.

Отметим, что с начала года в России угнаны и похищены 52 тысячи автомобилей, что на 11 с половиной процента выше аналогичных показателей прошлого года. На сегодня найдены только 38 тысяч машин. Особое беспокойство у руководства ГАИ МВД РФ вызывает легализация краденого автотранспорта.