Наши деньги «плакали» в Москве
- Мне надоело семь лет танцевать в Москве польку-бабочку перед руководителями федеральных структур, выпрашивая деньги, - сказал В. Гаевский своим работникам, представителям других министерств и ведомств, а также администраций районов и городов. - И вот нам дают живые деньги, а объекты в крае не «движутся», нет освоения! Это просто безответственность какая-то!
Столь нелестные оценки прозвучали после того, как был заслушан доклад И. Стояна, заместителя В. Гаевского, о ходе финансирования в крае объектов и мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП) из федерального бюджета. С начала текущего года на эти цели поступило 1 млрд. 167,2 млн. рублей, что составляет 71% годового лимита.
Более-менее благополучно - по крайней мере, на бумаге - выглядит реализация ФЦП «Юг России», рассчитанная на 2002-2006 годы. Когда эта программа принималась, регионы ЮФО буквально «бились» за наибольшие объемы финансирования: кто-то преуспел, кто-то не очень. Ставрополье, наверное, можно отнести ко вторым. Во всяком случае, после того как центр в два раза урезал эту программу, на долю края пришлось 138 млн. (на 2003 г.) Из этой суммы по итогам 9 месяцев получено 128 млн., а значит, до конца года выбить остаток вполне реально. А вот на вопрос, как использовались эти деньги в крае, намерены дать ответ Главное контрольное управление президента России и комиссия минэкономразвития РФ, которые в настоящее время приступили к проверке.
Надо сказать, что аналогичные проверки уже прошли в ряде регионов - Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии и т. д., где были вскрыты серьезные нарушения, что позволило ГКУ президента заявить, что минэкономразвития РФ не обеспечило выполнения ФЦП «Юг России».
Как отметил И. Стоян, в этом году вообще не финансируются объекты и мероприятия по федеральным целевым программам «Старшее поколение», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту», «Экология и природные ресурсы» и др. По ФЦП «Дети России» объем финансирования по итогам 9 месяцев составил ноль рублей, а в плане - 14 млн., на программу «Жилище» вместо 81 млн. поступило 41,5 млн.
Особенно тяжелое впечатление на В. Гаевского произвели цифры финансирования федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В плане этого года фигурируют 58 объектов с общей суммой лимита 280,8 млн. рублей, но профинансированы пока что 39 объектов, которые тянут на 175,4 млн. рублей, или 62,5% годового лимита. Результаты печальны, но, как выяснилось на коллегии, не всегда виноваты федеральные чиновники: неразбериха, нескоординированность действий краевых министерств, ведомств приводят к тому, что реально поступившие деньги из федерального бюджета - речь о десятках миллионов рублей - не могут освоить (!) на местах.
На этот «феномен», по словам В. Гаевского, обратил внимание и премьер М. Касьянов на инвестиционном форуме в Дагомысе, пригрозив, что федерация может забрать деньги, направленные на объекты, где их не могут освоить. Это не пустые слова: заместитель министра образования края С. Никульшин осторожно заметил, что, скорее всего, снимут финансирование (7 млн.) со строящейся школы-интерната в п. Малые Родники. Есть и другие объекты, вызывающие тревогу: парк в Кисловодске, роддом в Красногвардейском, школа в Курсавке, Малкинский водовод и т. д.
Печально и другое: в недавно принятом Госдумой РФ во втором чтении бюджете на 2004 г. федеральная адресная инвестиционная программа для Ставрополья урезана почти вдвое. Трудно сказать, что можно сделать вослед уходящему поезду: в третьем чтении бюджет будет приниматься после ноябрьских праздников, и времени как-то существенно повлиять на ситуацию практически нет. В этой связи изрядная порция критики прозвучала в адрес депутатов ГДРФ от Ставрополья, которые, по мнению В. Гаевского, не проявили необходимого рвения в отстаивании интересов края. Впрочем, разбор полетов будет продолжен позднее, на заседании ПСК, где В. Гаевский пообещал поименно назвать тех, кто виноват, в т. ч. и в вопросе неосвоения федеральных денег.
На коллегии минэкономразвития края также обсуждались проблемы лицензирования отдельных видов деятельности. Отмечалось, что в текущем году было проведено 1075 проверок деятельности лицензиатов, 678 - оштрафованы за различные нарушения законодательства. Коллегия поручила комитету СК по лицензированию принять меры по расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (в настоящее время их восемь), констатировалось, что в настоящее время в крае нет единой лицензионной политики.