Пока у режиссера светится окно
- Виктор Иванович, первым делом хотелось бы узнать ответ на такой несколько «школьный», что ли, вопрос: как вы – театр – провели лето? Ведь, несмотря на время отпусков, здание театра не пустовало, работа шла, но – невидимая широкой публике…
- Вы совершенно правы, жизнь в театре, в общем-то, не замирает никогда, просто ритм ее в межсезонье иной. Кстати, нынче это межсезонье было гораздо короче, чем в предыдущие годы, так как мы продлили показ спектаклей на целый месяц и завершили его аж 28 июня премьерой «Касатки». Это сделано по многочисленным просьбам зрителей, которые не раз сетовали на то, как скудеет культурная жизнь при нынешнем отсутствии гастролей с участием разных театров, как было раньше. К тому же многие горожане сейчас не выезжают из города летом… Но уже на финише прошлого сезона под руководством Валентина Бирюкова начались репетиции новой постановки – по пьесе «Странная миссис Сэвидж», которая нынче станет первой премьерой, а в августе приглашенный из Санкт-Петербурга режиссер Ахмад Байрамкулов приступил к работе над пьесой А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», у нас этот спектакль будет называться по имени главной героини – «Валентина». Таким образом, театр и летом продолжал жить планами уже нового сезона.
- И этот сезон вы уже практически начали, если вспомнить недавнюю поездку труппы в Нальчик.
- Да, у нас прошли обменные гастроли с русским драматическим театром Кабардино-Балкарии и прошли, надо сказать, весьма успешно. Мы показали в Нальчике очень приличный по объему и качеству репертуар – спектакли «Шут Балакирев», «Укрощение строптивой», «Хитроумная влюбленная», «Черное молоко», «Касатка» и три сказки для ребят – «Садко», «Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка». Поездка была очень полезной, прежде всего для актеров, «проверивших» себя на новой публике. А публика там удивительно доброжелательная, приветливая, внимательно-отзывчивая, как и вообще сам город, приятно поразивший безукоризненной чистотой улиц, порядком, спокойным течением жизни.
- Поскольку сезон открывает премьера, стоит, наверное, представить ее зрителю: чего нам ждать от «Странной миссис Сэвидж»?
- Это пьеса известного английского драматурга Д. Патрика, написанная несколько десятилетий назад, но отнюдь не утратившая своей выразительности. Мы остановились на ней еще и потому, что не за горами юбилей народной артистки России Веры Рабовской, которая играет здесь главную роль, как всегда, с присущим ей мастерством. Предполагается сделать этот спектакль бенефисным, после того как он несколько раз пройдет на сцене. Немножко расскажу о содержании, если кто не знает. А сюжет таков: в психиатрическую клинику под названием «Тихая обитель» дорогие детки привозят свою мать, чтобы доказать ее умственную несостоятельность и, установив опеку, прибрать к рукам громадное состояние. Однако в действительности происходит иначе, но это - пока секрет! Причем героиня оказывается совсем не такой, как хотелось бы ее деткам, и вообще выходит так, что пациенты «Тихой обители» во много раз чище, благороднее и умнее, чем называющие себя нормальными… Очень сильная пьеса, и работа Веры Абрамовны в ней обещает немало интересного.
- Виктор Иванович, вам, завлиту, не могу не задать вопрос о репертуарном портфеле театра – какой-то еще драматургический материал на ближайшее будущее выбрали?
- А как же! И выбрали, и продолжаем поиск постоянно. Начну с того, что уже в работе. Для юного зрителя готовим традиционную сказку к Новому году – «Елену Премудрую» М. Бартенева скоро начнет репетировать еще один приглашенный петербуржец Антон Милочкин. Хотим сделать динамичный, красочный спектакль, насыщенный, как и положено сказке, всевозможными превращениями, волшебствами и прочими эффектами. Для взрослой публики, думаю, будет интересна наша версия «Вассы Железновой» М. Горького, к которой приступит Валентин Бирюков. Из более «легких», что ли, сейчас тоже есть на примете три пьесы, пока решаем, которой отдать предпочтение, скажу лишь, что каждая по-своему интересна и, в принципе, отвечает запросам нашего зрителя. А это, как вы понимаете, для театра немаловажно. Одновременно ведем переговоры с постановщиком из Нижнего Новгорода о весьма любопытной инсценировке знаменитой «Анны Карениной», а любопытна она тем, что концентрирует внимание на нескольких типах отношений мужчины и женщины, как бы препарирует их и сравнивает: вы, конечно, помните это по роману – Анна и Каренин, Анна и Вронский, Долли и Стива, Кити и Левин…
- За последние два года в театре, как мне кажется, хорошо зарекомендовала себя Малая сцена. У нее свой зритель и, пожалуй, свой репертуар. Как будет с нею в новом сезоне?
- Пока мы продолжим показы уже зарекомендовавших себя на Малой сцене спектаклей «Люкс» и «Отец» – оба пользуются успехом.
- В обеих постановках львиная доля этого успеха – в актерских удачах, по-моему.
- Это и в самом деле так. Отвечая на ваш вопрос о планах «Театра в фойе», могу сказать, что здесь, разумеется, будут новинки, но не так скоро, возможно, весной мы сможем пригласить публику на премьеру, опять-таки пока выбираем: то ли взять пьесу «Там же тогда же» Б. Слейда (у нас шел спектакль по его «Чествованию»), то ли «Пришел мужчина к женщине» нашего соотечественника С. Злотникова.
- С каким настроением встречает сезон труппа, есть ли в ней «кадровые» перемены?
- Настроение творческое, желание работать огромное. Есть и некоторые перемены. К нам прибыл после окончания Щукинского училища молодой Павел Савинов, уже получивший роль в «Валентине». Теперь в театре два Савиновых, но не родственники, а однофамильцы, зовем их между собой «старший» и «младший». Вернулась в труппу Дина Шатова, которую многие помнят по удачным ролям в спектаклях «Чужой ребенок» и «Ю». И буквально на днях приглашена еще одна молодая, подающая надежды актриса Елена Ремхен из Нальчика. Новые люди – всегда ожидание чего-то свежего, интересного, не правда ли?
- Виктор Иванович, вот уже два года театр живет без главного режиссера, вы довольно часто приглашаете режиссеров на разовые постановки. Не кажется ли вам эта ситуация не соответствующей традициям стационарного классического театра?
- Знаете, честно говоря, это, конечно, нас беспокоит. Приезжие постановщики работают порой весьма удачно, и все же, думаю, во главе театра обязательно должен стоять не «исполняющий обязанности», как сейчас, а именно главный режиссер. Который направляет всю деятельность коллектива – актерскую, постановочную, репертуарную, который за нее несет ответственность. Помню, мой учитель, ныне покойный Борис Равенских говорил: театр жив только тогда, когда с утра до ночи светится окно главного режиссера! Очень верные слова. Такой человек нужен нашему театру. А в конечном счете – и зрителю.