Презумпция соответствия, или Качество входит в моду
- Валерий Георгиевич, что означает выбранный в этом году девиз Дня стандартов?
- Безусловно, девиз выбран не случайно. О стандартах мы обычно не задумываемся, за исключением лишь тех случаев, когда их отсутствие причиняет нам неудобства. Представьте себе, например, что вы не можете получить деньги из банкомата, потому что ваша карточка не входит в соответствующую прорезь автомата; батарейки не подходят ни к одному из ваших электроприборов, электронная аппаратура несовместима.
Стандарты служат конечному пользователю критерием суждения, мерой качества, определенной гарантией совместимости: идет ли речь о стандарте, позволяющем связать между собой все телефонные сети мира, о стандарте, гарантирующем электромагнитную совместимость электроприбора, применяемого в медицине в клинической практике, или о стандарте, помогающем предприятию наладить соответствующую службу качества с соблюдением экологических требований – во всех этих случаях стандарты служат опорой.
- Стандартизация – достаточно молодая наука. С чего она начиналась?
- Не такая уж она и молодая! История российской стандартизации насчитывает сотни лет. Если не углубляться в историю Киевской Руси и времена Ивана Грозного, то первые официальные государственные стандарты появились при Петре I. В 1713 году он впервые организовал в Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которые занимались проверкой качества экспортируемого из России льна. При Петре I стандартизация планомерно проводилась в жизнь в течение более чем 25 лет и охватывала кораблестроение, вооружение и строительство - самые важные тогда отрасли хозяйства. Уже в XVIII веке понимали, что государственные нормы, единые средства измерений – это путь к качеству.
- Сейчас все с интересом следят за тем, какие перемены последуют за принятием Закона «О техническом регулировании», вступившего в силу первого июля нынешнего года.
- Одной из целей закона было приведение российских стандартов в соответствие с международными, поскольку наша прежняя система сертификации и стандартизации плохо умещалась в правила ВТО. Однако, на мой взгляд, главное, что дает нам закон, – это создание нового механизма защиты прав потребителя. Строго говоря, именно для этого его и делали. Ведь главная «болевая точка» старой системы состояла в огромном количестве административных барьеров, препятствующих реальному повышению качества товаров и услуг. А проблема безопасности товаров и услуг на рынке, прежде всего потребительском, решена так и не была. В новом законе заложен такой мощный инструмент, как отзыв товара с рынка. Формально эта санкция присутствовала и в прежних нормативных актах, но механизма ее реализации не было. Теперь он есть. Более того, ответственность в основном переносится на производителя, который отвечает за реальное качество товара и дает по этому поводу декларацию-заявление. Закон так и называют – «Презумпция соответствия». И еще момент, долженствующий поднять на новый уровень эффективность контроля качества, - это изменение функций государства: оно должно заниматься только надзором за безопасностью продукции, а ее качество будет регулировать рынок, конкуренция. Иными словами, любые сравнительные характеристики качества и сопроводительные параметры могут быть проверены, установлены, проведены в жизнь без участия государства, последнее должно сконцентрироваться на том, чтобы продукция не взрывалась, не отравляла, не загоралась.
- Новый закон вызывает множество вопросов как у товаропроизводителей, так и у торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей…
- Действительно, самостоятельно разобраться во всем довольно сложно. Поэтому получить ответы на все свои вопросы можно во ФГУ «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Специалисты центра проводят консультации по любому интересующему вопросу. И более того, каждый четверг наши специалисты стали собирать и отбирать образцы продукции для испытаний, а также проверять соблюдение условий сертификации на крупнейших рынках Пятигорска («Людмила», «Лира») и Ставрополя. Так что у всех желающих появилась возможность, обратившись в администрацию рынка, сразу решить все свои вопросы. И надо сказать, запросов поступает очень много, особенно удобно стало сдавать образцы продукции для испытаний на месте. Причем в большинстве случаев товары, поступающие в наш испытательный центр, оказываются хорошего качества. Поэтому, чтобы поддержать добросовестных производителей и реализаторов, а также помочь потребителю сделать правильный выбор, мы решили ежемесячно публиковать в средствах массовой информации данные о лучших образцах продукции, прошедшей у нас испытания.
В последнее время появилась позитивная тенденция – производители открыто заявляют о качестве своей продукции. Чему служит подтверждением активное участие предприятий в конкурсах по качеству. Количество участников ежегодного конкурса правительства Ставропольского края по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции (услуг) среди предприятий края за пять лет выросло в десять раз. Причем популярность и престижность этого конкурса на сегодняшний день так велика, что к нам, во ФГУ «Ставропольский ЦСМ», стали поступать просьбы допустить к участию в конкурсе предприятия из соседних краев и областей.