00:00, 11 октября 2003 года

Искры в ночной степи

Юный дрессировщик

Впрочем, баранов с очень большими рогами сегодня можно встретить редко. Селекционеры хозяйства постарались с годами их немного «подрезать». И было за что. «Рыцарские» поединки обходились в копеечку - нередко дело доходило до «смертоубийства», а ведь одно элитное животное стоило немалых денег. С годами пыл рогатых поутих. Сегодня они вполне смирные, слушаются даже 13-летнего Вадика Федосова – сына здешнего чабана. На кошаре мальчик пропадает все свободное время, помогает отцу. И каникулы проводит здесь. Как он признался, нет для него ничего желаннее открытой всем ветрам арзгирской степи, видеть, как небо сходится с землей, и вдыхать неповторимый запах горькой полыни.

Ну а больше всего Вадику нравится пасти животных. Взрослые пастухи, и те удивляются: овцы, будто заговоренные, выполняют все его команды, ходят за ним, как ниточка за иголочкой. Сам же юный дрессировщик ничего сверхнеобычного в этом не видит. «Надо просто жесты специальные знать», - пояснил он. И тут же, при нас стал демонстрировать нехитрое искусство владения чабанским посохом. Взмахнул вверх и направо – овцы стали перебираться вправо, показал прямо - пошли вперед. Без труда определит юный пастух, сколько месяцев ягненку или взрослому животному.

Кем станет, Вадик еще не знает, уверен только, что его дальнейшая судьба обязательно будет связана с землей. Научился он всему у отца и его коллег. Надо сказать, что в хозяйстве за эти годы сложилась хорошая чабанская школа. Один пастух здесь под стать другому. На совесть работают Юрий Штефко, Омар Омаров, Магомед Гамидов, Валерий Федосов и другие. Семья овцеводов многонациональная. В племзаводе прекрасно уживаются русские, чеченцы, украинцы, даргинцы. Только в одном Арзгире проживают представители 47 национальностей и народностей.

Неприкосновенность золотых шуб

Праздники в хозяйстве любят. Отмечают их, как говорится, всем миром. Скоро для этого представится самый подходящий случай: сельхозпредприятию исполняется 75 лет. В его истории, как и в человеческой судьбе, было все. Но больше, конечно, хорошего. Сегодня племзавод «Красный Октябрь» является одним из ведущих овцеводческих хозяйств Ставрополья. На недавнем краевом конкурсе племенных животных он взял первое место.

В лучшие советские времена здесь держали до 70 тысяч овец. Начало 90-х, как и по всей России, ознаменовалось резким сокращением стада. Отрасль стала разменной монетой во всех неурядицах сельского хозяйства. Год от года отары племзавода редели, пока 5 лет назад народ не выбрал председателем А. Плахотника. Алексей Николаевич принял 15 тысяч овец. Сегодня здесь вместе с молодняком 35 тысяч животных.

Вспоминает, что, когда пришел, в колхозной кассе было пусто. Можно было пойти по более легкому пути – пустить на продажу очередную партию златорунных овец и купить на полученные деньги горючее, удобрения и многое другое, что было остро необходимо в хозяйстве в то время. Но новый председатель, объявив о «неприкосновенности» племенного стада, взял долгосрочный кредит, который тут же был пущен в дело, вернее, вложен в землю. А она в этих краях, как известно, не из легких, находится в зоне рискованного земледелия. Дожди обходят ее стороной. Вся надежда на усиленную технологию землепользования.

На первых порах было трудно, еле-еле сводили концы с концами, но со временем получили и дивиденды. Сегодня одну половину всей прибыли хозяйству дает растениеводство, другую – животноводство, в котором первую скрипку играет, конечно же, овцеводство. Прибыль от овец в «Красном Октябре» стабильно получают в последние четыре года в среднем не менее трех с половиной миллиона рублей в каждый.

«Товар» в племзаводе, как говорится, на загляденье. Советский меринос – тонкорунная порода овец. Одна золотая шуба тянет на шесть с половиной килограммов. Руно – самого высокого качества. Каждая шерстинка – 7 - 9 сантиметров, что отвечает всем стандартам текстильного производства – российского и международного. В последние годы зоотехники-селекционеры изрядно потрудились, чтобы добиться такого «прироста».

Главный зоотехник-селекционер племзавода «Красный Октябрь» В. Самойленко посвятил нас в дела творческой лаборатории, открыв кое-какие секреты. За племенным ядром овцеводства – гордостью хозяйства, в котором собраны по праву лучшие животные не только края, но и России, пристально следят десятки специалистов и рабочих. Каждый производитель стоит не меньше иной иномарки. Самое страшное для отрасли – застой, когда животные теряют свои высокие племенные качества. Раз в три - четыре года хозяйство завозит из Австралии элитных баранов. Дорогих, конечно, но, как говорится, дело того стоит.

Молодых баранчиков на завод берут не только районы края, но и Оренбуржье, Казахстан. Спросом пользуется и золотое руно, которое уходит на фабрики Московской области, согревает братьев белорусов. Конечно, цена его не так уж и высока, как того бы хотелось производителям, и тем не менее какую-никакую, но прибыль получать можно. Как замечает А. Плахотник, звездный час отечественной шерстоперерабатывающей промышленности еще не пробил. И все же в хозяйстве работают оптимисты, надеясь на лучшее и подумывая о расширении отар. По мнению Алексея Николаевича, поголовье можно смело увеличивать до 40 тысяч овец. Спрос на продукцию есть и растет из года в год.

Подкова – на счастье

Но не овцой единой живут в племзаводе. Она вытягивает хозяйство, позволяя оказывать помощь местной школе, ветеранам, студентам, обучающимся в вузах и техникумах края, совершать другие добрые дела. Всерьез думают и о переработке. Есть своя мельница, цех по переработке маслосемян подсолнечника, макаронный цех, пекарня. Держат птицу, нутрий. Словом, у рабочих и специалистов колхоза есть что поставить на стол.

Есть и утеха для души. Недавно построили конюшню. Предпочтение отдали английской породе - чистокровным верховым. 120 спортивных лошадей вызывают восхищение как у детского, так и у взрослого населения Арзгира. И не только у них. Приехали как - то гости из Московской области, приглянулся им один жеребчик, и давай просить продать им. Сами и цену дали – почти полмиллиона рублей. Как тут не согласишься с таким заманчивым предложением. Так стали потихоньку заниматься продажей лошадей. Но все же с любимчиками не спешат расставаться. Ведь они – гордость племзавода. На скачках в Пятигорске берут призовые места. Все это, конечно, происходит не само по себе. Специально в штат ввели должность тренера - конника, чего раньше никогда не было. Вот теперь он и старается, выводя колхозных жокеев – в свободное от работы время - «в мастера».

По признанию председателя, лошади - тоже его слабость.

- Сегодня мы имеем возможность позволить себе это удовольствие, - говорит Алексей Николаевич. – За свой ратный труд люди заслужили такую маленькую радость. Вы бы видели, как светятся глазенки мальчишек, которые день и ночь готовы торчать возле лошадей – выполнять любую, даже самую черновую работу, только бы быть рядом с этими грациозными животными. Не зря же раньше на Руси почти в каждом доме у самого входа вешали подкову. Считалось, на счастье. Может быть, и наши питомцы принесут нам процветание и успех…