Встретились Кавказ с Тибетом
Большая песочная мандала Чепрезига, Будды Безграничного Сострадания – рукотворное чудо из разноцветных песчинок измельченного мрамора, олицетворяющее дворец божества. Процесс ее создания – одновременно и высочайшее, на грани ювелирного, искусство, и духовный ритуал, сопровождаемый соответствующими молитвами и песнопениями. Все вместе – зрелище сколь экзотичное, столь и привлекательное своей отлаженностью, музыкальностью и изяществом. Причем осуществляемое на глазах любопытствующей публики с олимпийским, а еще лучше сказать – тибетским спокойствием, сосредоточенно и вдохновенно.
Преобразился музейный зал, украшенный яркими «гирляндами» из матерчатых свитков с записанными на них, очевидно, также ритуальными текстами. На стенах – не менее красочные портреты Будды, нанесенные на ткань. Согласно учению, существует бесчисленное число образов Будды, а значит, и множество его изображений. Как поясняет руководитель группы Лобсанг Церинг, в центре этой необычной галереи Будда Шакья Муни, справа – Будда Сострадания, чью мандалу и построили монахи в этом зале. На небольшом столике можно видеть портрет Далай-ламы – главы всех буддистов, именуемого живым воплощением Будды на земле. Тут же стоит ваза с фруктами – виноград, бананы, апельсины, очевидно, символы плодородия. Горят две свечи в простых подсвечниках. Прочие атрибуты описывать вряд ли нужно, они нам сами по себе ничего не скажут. Особенно оригинальные, только здесь и используемые инструменты, с помощью которых наносятся очертания и рисунок мандалы на специально подготовленной платформе.
Кстати, началу сооружения мандалы предшествовал особый ритуал освящения этой платформы и духовного очищения всей окружающей атмосферы: минимум движений, в основном монахи при этом сидели на небольших подушках прямо на полу, главным «действием» было пение – тоже ни на что не похожее, протяжное и вместе с тем непостижимо ритмичное. «Запевалой» и «солистом» можно назвать Гедуна Калсанга, ведущего партию на особо низких нотах. Вообще же голоса у всех сочные, сильные, несмотря на разницу в возрасте участников – самому младшему в группе Тензину Тинлею 29 лет, старшему Туптену Шакья – 45. Все они прошли обучение в крупнейшем университете тибетского монастыря Гьюдмед, находящегося на территории Индии, куда буддисты были вынуждены эмигрировать из Китая более 50 лет назад. Вдали от родного Тибета, в совершенно непривычном, тяжелом для них климате тропиков они сумели сохранить свои древние знания, в том числе и искусство строительства мандалы. Вот уже несколько лет как по решению Далай-ламы это ранее тайное искусство стало открытым для глаз буквально всего мира, поскольку странствующие монахи побывали едва ли не во всех доступных уголках планеты. В России кроме столицы они посетили Самару, Санкт-Петербург, несколько раз – Элисту (в Калмыкии находится один из центров буддизма). Были на Украине, в Эстонии, Латвии, большинстве стран Европы, Америки и, разумеется, Азии. Теперь вот – Кавказ, где целью их странствий после Ставрополя будет Архыз: горы привлекают выходцев азиатских вершин. Открывая Западу свое искусство, буддисты вкладывают в это благородный смысл: так они пытаются вернуть миру гармонию, даря народам столько благословений, сколько песчинок уходит на построение «дворца Будды».
- Всюду, где бывала группа, мы ощущали огромный интерес людей к этому искусству, - рассказала сопровождающая монахов организатор их «тура» по России и переводчик москвичка Юлия Жиронкина. – Всех членов группы можно назвать настоящими профессионалами, ведь учеба в буддийском университете длится пятнадцать лет. Думаю, что для жителей Ставрополя знакомство с их искусством – настоящий подарок, совершенное чудо красоты.
С этим трудно было не согласиться, наблюдая, как постепенно под чуткими руками монахов рождается плод кропотливейшего труда – удивительная по причудливой сложности орнамента и истинно восточной яркости красок та самая загадочная мандала, словно экзотический цветок. Набрав из металлической пиалы песок нужного цвета в специальный «рожок», монах низко склоняется над платформой и очень осторожно наносит его в виде заданного рисунка, причем никакого эскиза заранее не готовится, все линии и цвета – в памяти художника. Тут нужны колоссальный опыт, мастерство и талант. Отчасти напоминает труд создателей икон, которым важно владеть не только канонами религии, но и профессионализмом живописца. Недаром же основными площадками для демонстрации искусства мандалы повсюду становятся преимущественно музейные залы.
- Ставропольцы уже немного знают о Тибете после нашей недавней экспозиции «Загадочный Тибет», - говорит директор музея Зоя Белая. – Но сегодняшнее событие совершенно особенное: на наших глазах создавалось настоящее произведение искусства, к тому же в столь оригинальной технике. Интерес к нему, как мы убедились, чрезвычайно велик не только у художников. Думаю, дело не в одной экзотике. Сами наши гости – люди необычные, привлекающие умением быть в гармонии с окружающими. Они просты в общении, непритязательны в пище, глядя на них, слушая их пение, человек невольно отвлекается от своих проблем, сосредоточивается на своем внутреннем состоянии. А это сегодня многим из нас так необходимо…
При этом, замечу, во всем происходившем в течение шести дней в здании музея не было и намека на какую-либо «проповедь» в обычном ее понимании. Был культурный диалог двух столь разных миров, диалог на языке высокого искусства.
Сегодня мандала будет разрушена – таков завершающий аккорд всего действа, наделенный глубоким духовным подтекстом. Все на земле подвержено разрушению, словно говорят нам монахи-художники, как бы призывая каждого задуматься о бренности бытия. Перестав быть дворцом просветленных существ, мандала отдает вложенную в нее одухотворенную, очистительную энергию всем нам. По традиции, песок, из которого она создавалась, спускается в воду, где-то это река или озеро, у нас – небольшой пруд в парке «Центральный». Подразумевается, что вода, поднимаясь ввысь в виде облаков, разносит энергию мандалы по всему свету, очищая мир и его обитателей.
В трудное, но все же интересное время мы живем. От встречи с буддийскими странниками осталось четкое ощущение добра и благожелательности. Но навещают нас и другие странники. Почти одновременно с тибетцами Ставрополь «осчастливил» некто в форме полковника российской армии с якобы чудотворной иконой, взбудоражив православный люд у ворот кафедрального Андреевского собора. Самозваный заезжий миссионер не получил желаемого благословения епископа Ставропольского, а вот непросвещенная публика явно поддалась на провокацию, поспешив обрушить «праведный» гнев аж на правящего архиерея… Печальный факт, свидетельствующий о смуте в людских душах. Осторожнее надо быть, сограждане. Мало ли кто и с чем еще постучится к вам в дом.