00:00, 19 сентября 2003 года

Не ради наград, и все же…

Сегодня нередко бывает, что человек, не имеющий наград государственных, отмечен церковью. Причем среди таковых есть люди как воцерковленные, так и светские. Кстати, с вполне понятной гордостью могу заметить, что тоже принадлежу к числу последних. Хотя вот гордость-то в данном случае как раз не принято выказывать, церковь учит человека скромности.

В нашем крае сегодня среди обладателей православных орденов и медалей насчитывается более ста священнослужителей и примерно столько же мирян. Но, согласитесь, человека с этими знаками на груди встретишь нечасто. Отчего так? По личному опыту могу сказать, что не только скромность тому причина, а еще и простое незнание правил их ношения: когда и как можно выйти в люди с заслуженной, но пока еще непривычной, даже необычной наградой. А ведь они все отличаются весьма привлекательным оформлением и могут украсить любого. Одни лишь названия уже вызывают интерес окружающих: ордена носят имена князя Владимира, князя Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Иннокентия, княгини Ольги. Я уж не говорю о таком звучном, совпадающем с современной высшей государственной наградой, как высший церковный орден святого апостола Андрея Первозванного… Совпадение, надо сказать, не случайное. Общеизвестно, что до 1917 года в России существовала система наград, в которой преобладали ордена и медали, носившие имена святых православной церкви. Сегодня, таким образом, эти имена возвращаются, но уже в рамках самой церкви либо ее отношений с обществом.

Почему вообще стали нужны церковные награды, во многом ассоциирующиеся с государственными аналогами? Ведь это явление сразу вышло за рамки внутрицерковной жизни. Думаю, в определенной степени оно вызвано наблюдаемым духовным возрождением вообще и развитием принципиально новых взаимоотношений между церковью и обществом в частности. Церковь в наши дни не является ни государственной, как до семнадцатого года, ни полностью отделенной от государства, как после семнадцатого. Да и можно ли полностью отделить церковь от общества? Ведь верующие – тоже часть этого общества. Причем, смею утверждать, по этой же причине не могло быть такого – полного и окончательного – отделения даже во время государственного атеизма. Возвращение широких масс населения в церковь – тема отдельного разговора, но в этом процессе возникновение церковных наград представляется важной составляющей, постепенно занимающей заметное место в современной жизни обеих сторон – и церкви, и общества. Когда губернатору края А. Черногорову в дни Пасхи вручался орден Русской православной церкви, этот акт, по-моему, в наибольшей степени сконцентрировал в себе государственное значение налаживания на Ставрополье и таких связей церкви и общества.

По случаю освящения возрожденного храма вручались награды церкви целой группе людей, представлявших и церковь, и общество. Отдавший десять лет делу строительства нового Дома

Божия протоиерей отец Тимофей Гриценко (ныне наместник кафедрального Андреевского собора в Ставрополе), автор и исполнитель росписи храма художник Александр Резников, сельский каменщик Федор Дрофа, руководитель хозрасчетного предприятия «Наследие» министерства культуры края Андрей Белинский получили награды Патриарха всея Руси. Вклад каждого из них – свой, особенный, а радость и удовлетворение от свершенного одна на всех – великая. Красавец-храм, восстановленный усилиями сотен людей на своем историческом месте, отныне радует глаз и сердце всякого, кто живет и кто приезжает в Рагули. Чудом невиданным в степи называют это творение рук человеческих, ставшее духовным прибежищем. По-моему, создатели этого чуда достойны быть отмечены и государством. Недаром художник А. Резников стал обладателем премии губернатора края за свой труд – поистине уникальную, в стиле Андрея Рублева, роспись храма. Кстати, сегодня отец Тимофей продолжает дело храмового строительства, восстанавливая историческую реликвию – колокольню рядом с кафедральным Андреевским собором, а А. Резников трудится над росписью стен еще одной сельской церкви…

Награжденные церковью, как я уже говорила, не редки и среди мирян, и ее служителей. Чаще всего отмечаются заслуги руководителей органов власти, предприятий, организаций, активно способствующих укреплению православия, будь то строительство храмов, или миссионерская деятельность, или, наконец, материальная поддержка. Тут можно приводить десятки фамилий. Глава ООО «Кавказтрансгаз», депутат краевой Думы В. Зиновьев, немало сделавший для сооружения церкви в поселке Рыздвяном Изобильненского района, директор православного лицея г. Черкесска З. Королькова, директор Ставропольского детского дома Т. Косолапова, глава Иргаклинской сельской администрации Л. Кокарева, олимпийский чемпион А. Чемеркин, регент архиерейского хора, руководитель камерного оркестра «Кантабиле» С. Кириллов… Каждый отмечен за свой особый вклад в дело духовного возрождения. Например, награжденный орденом святителя Иннокентия Н. Охонько, директор Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве, много делает для сохранения историко-культурного наследия города Ставрополя, в частности, он является председателем Попечительского совета Успенской церкви.

Также и среди служителей церкви, имеющих ее награды, - весьма достойные, уважаемые и в миру люди. Всеобщим почтением окружены ветераны Великой Отечественной войны, протоиереи отец Илья Воронин (Ессентуки) и отец Василий Афонин (Черкесск), ныне заштатные клирики, по-мирскому говоря, работающие пенсионеры. У них боевые награды времен войны соседствуют с наградами церкви, полученными за многолетнее пастырское служение. Есть такие и у преподавателей Ставропольской духовной семинарии, готовящих будущих пастырей. Отмечены серьезные научные и педагогические труды проректора семинарии игумена отца Романа Лукина, ученого секретаря семинарии игумена отца Андрея Мороза, ряда других их коллег. Как же сами деятели церкви относятся к событию награждения, носят ли они эти ордена? Надевают в основном только в самые большие православные праздники – на Пасху, Рождество. Но по-человечески понятное чувство удовлетворения от признания их дел им вовсе не чуждо.

Все упомянутые награды относятся к так называемым внебогослужебным, а совершенно особое место в системе церковных наград занимают награды внутрицерковные, о коих широкая публика вообще не осведомлена. Их два вида – канонические и литургические. Причем тут важная роль отводится и существующим трем степеням священства – диаконской, иерейской и епископской. Проще сказать, для каждой степени священноначалия предусмотрены определенные знаки наград. Но речь идет не о привычном мирянину понятии поощрения, а скорее – о возрастании меры ответственности в служении. Ведь и сама степень священства – не ступень карьеры, а избрание церковью на новое служение. И если у какого-то священнослужителя нет церковной награды, это отнюдь не означает его служебную нерадивость, да простится мне это упрощенное сравнение. Хороший дьяк с замечательным певческим голосом, незаменимый в церкви, может до преклонных лет так и остаться дьяком, при этом – всеми уважаемым, заслуженным человеком.

Если канонические знаки отличия предполагают разные формы и степени канонических полномочий, то литургические соответственно связаны с обрядовой стороной церковной службы, но здесь опять же нет жесткой разграничительной черты. Так, служат в городе Ставрополе два священника, равных по сану – протоиереи отец Павел Рожков, настоятель Успенской церкви, и отец Владислав Левченко, настоятель Крестовоздвиженской церкви. Но во время богослужения о. Павел надевает на голову митру, а о. Владислав – камилавку: два не просто разных головных убора, но два символа разной степени ответственности. Или, например, вы замечали, как в храме дьякон держит в руке ленту, именуемую «орарь». В этом есть свой особый смысл, во-первых, исторический – в древности орарь был свитком с молитвами, со временем преобретя такой – символически-обобщенный – вид, во-вторых, существует двойной орарь, и вот он уже считается наградой…

По сути дела, наградная система в церкви, при всем ее достаточно активном развитии, пока еще не совсем сложилась, как и государственная. Орденская культура в нашем современном обществе далеко не укрепилась, и при этом вряд ли кто будет спорить, что реформирование данных направлений лучше бы вести согласованно, это относится, разумеется, лишь к внебогослужебным знакам отличия.

* * *

Уверена, что все, отмеченные церковью, работают вовсе не ради наград. Всем нам весьма небезразлично, как проходит в обществе то самое провозглашенное в качестве государственной задачи духовное возрождение и как оно необходимо каждому отдельно взятому человеку. (Вон уже и Европа опять просит у России духовной подпитки!). И все же, признаюсь, приятно и волнующе было получить из рук уважаемого архиерея эту необычную награду – орден Русской православной церкви… Между прочим, раньше я и не подозревала, что мой скромный труд можно назвать «миссионерским».