00:00, 19 сентября 2003 года

Архызский спаситель

Наскальное изображение Христа на склоне хребта Мицешт нашли жители маленького черкесского поселка Нижний Архыз братья Сергей и Анатолий Варченко. Они совершенно случайно наткнулись на него в мае 1999 года, отправившись на охоту. Пораженные находкой, братья решили до поры до времени не предавать сей факт огласке, и лишь спустя четыре года поделились сведениями о находке с сотрудниками Нижне-Архызского музея-заповедника. Те в свою очередь пригласили для изучения Архызского лика историков НИИ культурного и природного наследия и Государственного Эрмитажа.

... Подъем на небольшую скальную площадку, расположенную на северо-западной стороне хребта Мицешт, занимает несколько минут.

Открывающаяся глазам картина потрясает. Прямо на вас из небольшого скального грота, сложенного из песчаника, смотрит лик Иисуса. Размер рисунка примерно 140 на 80 сантиметров. Стена, на которой находится изображение, сверху прикрыта горизонтальным козырьком, препятствующим попаданию дождевой воды. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем.

Как же лик Спасителя мог появиться в глухих лесистых горах Карачаево-Черкесии, где доминирующей религией всегда считался ислам? У историков на сей счет есть свое мнение. «Скорее всего появление лика связано с древним городищем, расположенным у подножия хребта Мицешт на другом берегу реки Большой Зеленчук, - считает научный сотрудник Нижне-Архызского музея-заповедника историк Анатолий Демаков. - Дело в том, что в непосредственной близости от Нижне-Архызского городища пролегал Великий шелковый путь. По нему вместе с торговым людом двигались и миссионеры, которые несли знамя христианства из Византии в соседние государства. Пик миссионерской деятельности приходился, по сведениям многочисленных источников, на VIII-IX века нашей эры. Так, Нижне-Архызское городище стало центром Аланской епархии, форпостом византийского влияния на Северном Кавказе. Современные исследования «аланской переписки» патриарха Константинополя Николая Мистика помогли ученым установить дату крещения Алании. Это произошло в 916 году в Северном храме Нижне-Архызского городища, которое стало средоточием христианских древностей».

Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища. Именно в нем в начале Х века аланы проходили обряд крещения. Кстати, древнехристианские храмы сохранились здесь до наших дней практически в своем первозданном виде.

Лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая, по весьма распространенной версии, была списана с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сходство Архызского лика с ликом, запечатленным на синайской иконе, подтверждает и главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов. Ранее он проводил сравнение синайской иконы с изображением на Туринской плащанице и нашел, что в изображении двух ликов имеется как минимум 45 совпадений. По словам Сапунова, Архызский лик в свою очередь имеет гораздо больше совпадений с синайской иконой.

Исследования показали, что икона была написана способом яичной темперы. Эта техника была распространена в Византии в Х веке.

Однако вопрос о возрасте изображения пока не закрыт...

* * *

Жители близлежащих сел забираются на двухсотметровую гору, чтобы приложиться к святыне и получить, как они верят, исцеление или отпущение грехов. Верующие называют находку святого изображения не иначе, как чудом. Многие считают, что Спаситель дарован им свыше за страдания, которым подвергались последние годы жители Кавказского региона. Между тем научные изыскания продолжаются. Возможно, они откроют новые страницы в истории христианства на Кавказе.

«Итоги»