00:00, 16 сентября 2003 года

Кого выберет баба Маня: ЖЭК или дядю Ваню?

В жилищно-коммунальном хозяйстве сейчас настолько переплетаются вопросы «большой» и «малой» социальной политики, что поиски выхода из создавшейся здесь критической ситуации становятся уделом не только федеральных и региональных властей, но и властей муниципального и районного уровня.

Что делать с разрухой в отрасли? Этот вопрос сегодня многие задают. Судя по характеру реформирования ЖКХ, однозначных ответов пока нет.

Обозначились два основных концептуальных подхода: ЖКХ может реформироваться как государственная структура или его разобьют на отдельные вотчины и оно заживет под руководством неких менеджеров. И что бы ни говорилось о преимуществах второго подхода, на наш взгляд (тех, с кем я сейчас работаю), без главенствующей роли государства ЖКХ не вытащим из пропасти. При этом вовсе не склонен умалять роли и значимости рыночных механизмов. Суть вопроса, насколько понимаю, в другом – в неготовности современного рынка взять на себя тяжелый и огромный воз, каким является вся отрасль, ведь ЖКХ – это не только круг забот «вокруг домоуправления», ему нужны еще заводы и фирмы по производству соответствующей техники и оборудования. Кто этим реально должен (и будет) заниматься, если инициатива будет отдана в частные руки?

Уверен, если коммерциализация сферы произойдет не по определенным видам деятельности, а во всероссийском масштабе, то все это в конечном итоге (как показывает отечественный и мировой опыт) не даст прироста в качестве услуг. А вот цены на них вырастут. Или у нас есть примеры, когда монополизм привел к облегчению положения труженика города и села? В нефтегазовой, энергоснабжающей отраслях? В автомобилестроении? В сельском хозяйстве? На транспорте? И т. д. В поисках выхода почему бы здесь не обратиться (если не видим положительного в собственном отечестве) к опыту США, одной из мощнейших стран, к тому же славящейся своим либерализмом в экономических делах. Здесь на сегодня в руках государства фактически находится более 80% систем водоснабжения, 100% - канализации и около 40% - разводящих электрических сетей. Благодаря чему стоимость коммунальных услуг в США значительно ниже, чем в странах Европы, где государственные приоритеты в ЖКХ проявляются меньше.

На мой взгляд, рыночные отношения в современном жилищно-коммунальном комплексе возможны только «вокруг домоуправления». То есть конкретная бабушка должна сама решить, кто заменит ей кран на кухне – слесарь из службы ЖКХ или частник дядя Ваня. Это не только экономический, но и психологический фактор.

Особенно важно, что рыночная система хозяйствования открывает широкий простор инициативе на местах. Другое дело, что понимание сути применения рыночных механизмов в ЖКХ требует перестройки экономического мышления самих коммунальщиков. Они не должны выступать в роли пасынков и ждать очередных субсидий. Нужно использовать и внутренние резервы, благо, в условиях рынка они есть. У нас, например, трудятся классные специалисты по многим профессиям - почему бы нам не иметь собственные производства? Что мы и решили у себя сделать. В этой инициативе нас поддержала администрация района, выделив средства под новые производства. Кроме того, мы использовали и внутренние финансовые ресурсы. Итогом стало создание и налаживание работы дополнительных производств – деревообрабатывающего, токарного, жестяного цехов, а также цехов по производству тротуарной плитки и шлакоблоков. В стадии пуска находится кислородная станция, мощности которой позволят обеспечить потребности в жидком кислороде.

Лишь одно это способствовало решению целого комплекса социальных задач: мы сохранили и прибавили количество рабочих мест, у нас появились дополнительные средства, которые идут в первую очередь на повышение качества обслуживания населения. Более того, сегодня мы можем (в случае необходимости) гасить неплатежи населения и тем самым обеспечивать бесперебойное снабжение населения электроэнергией, водой.

В правительстве края нас поддержали и в идее создания на базе нашего ЖКХ межрайонной базы для снабжения близлежащих к нам районов материальными ресурсами: по предварительным расчетам, расходы на их доставку сократятся в два раза.

Рыночные механизмы хозяйствования заставляют искать и находить другие резервы. Скажем, почему до сих пор используем в коммунальном хозяйстве металлические (с недолгим сроком эксплуатации) трубы, тогда как пластмассовые служат многократно дольше? А ведь только на смене труб ЖКХ несет огромные финансовые и физические затраты. При строительстве и ремонте домов еще не стало обязательным применение современных теплоизоляционных материалов. Продолжается строительство крыш с мягкой кровлей, а не шатровых. А повсеместная установка всех видов счетчиков? Только это позволяет населению уменьшить плату за жилье, а государству – сэкономить миллионы тонн природных ресурсов.

Одним из самых негативных факторов, влияющих на ухудшение жилищно-коммунального обслуживания, является централизованное теплоснабжение. Несмотря на оптимистические расчеты, сама логика говорит о высокой затратности централизованных котельных с разветвленными теплосетями (которые постоянно то рвутся, то размораживаются) против низкой затратности индивидуальных котлов в домах. «Большое» отопление оправдывает себя лишь там, где есть «даровые» источники тепла (например – естественные термальные воды). Там, где этого нет, лучше всего с точки зрения экономии ставить котлы на один дом, подъезд, а лучше на каждую квартиру.

Конечно, вопросов, которые стоят перед ЖКХ, значительно больше. Но, думается, прежде всего, как органам власти, так и самим коммунальщикам, предстоит более глубоко задуматься над их решениями. И здесь нам нужно объединять свои усилия, учиться друг у друга. Время требует от нас новых подходов и действий.

Александр ПЛУТЦОВ<br>