00:00, 13 сентября 2003 года

Восемь «плюсов» и девять «минусов»

Сразу оговорюсь, под «плюсами» надо понимать оценки от «пятерки» до «четверки». «Тройки» сюда не вошли. А вот «минусы» говорят сами за себя: девять районных и городских комиссариатов с поставленными задачами не справились.

На общем (краевом) фоне это не очень большой недостаток: по количеству (более четырех тысяч резервистов) план мобилизационного развертывания выполнен. А вот какому военкомату и кого пришлось «прикрывать», дополнительно призывая военнослужащих запаса, мы узнаем позднее, когда закончатся десятидневные сборы и будут детально проанализированы итоги регионального «военно-гражданского» мероприятия.

Генерал Маслов особо подчеркнул, что за итоги учения равновеликую ответственность несут как военные, так и гражданские органы власти на местах. Оценка им будет выставлена общая. Но не скоропалительная, а взвешенная до мельчайших деталей.

Первый замкомандующего – начальник штаба Северо-Кавказского военного округа отметил, что настроение у резервистов (а он беседовал не с одним десятком людей) бодрое, они, за редким исключением, понимают, что такие учения необходимы и Отечество, в случае опасности, должны защищать не только желторотые юнцы.

Отвечая на вопрос корреспондента «СП», почему райвоенкоматы нередко призывают квалифицированных военных специалистов в качестве такелажников или стропальщиков, А. Маслов сказал, что это вполне нормальное явление: для того и сборы нужны, чтобы солдат или сержант получил дополнительную воинскую специальность. Поговорите, мол, с фронтовиками, многим из них пришлось быть на войне и пулеметчиками, и разведчиками, и танкистами…

Зашла речь и об ответственности граждан, которые не явились по повесткам на сборные пункты. Получается, кто сознательнее, на том и «пашут». А те, чкто похитрее, от любого общегосударственного дела увильнут. Тут в нашем законодательстве немало прорех, которые еще предстоит заштопать.

Отвечая на вопрос, как Ставрополье выглядит на фоне других регионов, где подобные мероприятия уже проводились, руководитель учения сказал, что наш край по предварительным итогам где-то в первой тройке. Сказалось деятельное участие в учениях губернатора А. Черногорова и заместителя председателя правительства – председателя призывной комиссии края Н. Пальцева. Они постоянно ощущали пульс учения и помогали всем, чем могли.

А теперь вернемся в зал, где подводились итоги. С этим мероприятием было совмещено награждение воинов. Живых и павших. Майору запаса Виктору Лукашевичу была вручена медаль «За спасение погибавших». Мы думали, офицера наградили за участие в ликвидации последствий недавнего наводнения на Ставрополье. Оказалось, первопричина уходит корнями в минувший век: этой награды Лукашевич удостоен за участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Войны не было, а награда так долго искала героя…

Александр Акулов получил медаль Жукова за участие в боевых действиях у дагестанского поселка Карамахи. Пять лет в армии. Сейчас увольняется. Не из-за безденежья: хочет, чтобы у его трехлетнего сына был живой отец.

А вот у Шехмурада Джумамухаметова детей уже никогда не будет: парень, служивший в одном из разведподразделений Минобороны, погиб и посмертно награжден орденом Мужества. Отцу, получавшему эту награду, очень хотелось узнать, почему солдат, прослуживший немногим более пяти месяцев, был отправлен в «горячую» точку.