Наши куры любят американские доллары,
В июне наша газета сообщала, что компания «Росхлебопродукт» и Международная финансовая компания (IFC) подписали кредитное соглашение о выделении 30 млн. долларов на реконструкцию и модернизацию птицеводческих хозяйств края. Инвестиции – вообще больное место экономики Ставрополья, а тут такая сумма…
Задаться вопросом о том, что стало с американскими деньгами, нас заставили два неординарных события на «птичьем фронте». Во-первых, замолчало ранее широко рекламирующее свою деятельность ОАО «Ставропольские Зори Плюс» - предприятие с многочисленными филиалами, контролируемое «Росхлебопродуктом». А во-вторых, залихорадило два крупных филиала этого акционерного общества – «Кубанское» и «Новодеревенское», где в лучшие времена работало до 1000 человек. Самое интересное, что часть 30-миллионных инвестиций, как заявлял «Росхлебопродукт» в краевом правительстве, планировалось направить на восстановление птичников в названных филиалах, но почему-то именно там руководство приняло весьма непопулярные меры: производство (за исключением инкубатора) было остановлено – это около 80 корпусов! - а рабочих в массовом порядке отправили в отпуска без содержания. Причем возвращаться назад на уже как бы несуществующие предприятия, понятно, никому не позволили: дело в том, что, пока люди «отдыхали», не зная о грядущем увольнении, «Кубанское» и «Новодеревенское» были преобразованы в филиал «Невинномысский». Например, из «Новодеревенского» оказались выброшены на улицу (т.е. на биржу труда) 149 человек, права которых нарушены. Руководитель центра занятости Кочубеевского района Л. Котлярова выдала предписание гендиректору реорганизованного предприятия. Он уволился, а проблема осталась.
Пока удалось решить вопрос с запуском производства в «Кубанском» - привлекли кадры и начали выращивать бройлеров, хотя раньше здесь развивалось яичное направление. Об этом мне сообщил генеральный директор ЗАО «Ставропольский бройлер» А. Афанасьев, утверждающий, что инвестиции «Росхлебопродукта» уже работают – поступило 15 млн. долларов. Это ЗАО, хозяином которого, кстати, является «Рос-хлебопродукт», организовано недавно, а возникло оно на базе ОАО «Ставропольские Зори Плюс», чем и объясняется «молчание» последнего. К «Ставропольскому бройлеру» перешел имущественный комплекс «Ставропольские Зори Плюс», но с чем связаны такие преобразования, хозяева никак в прессе не комментируют. Коммерческая тайна?
Заместитель министра сельского хозяйства края Н. Дорохин, у которого я поинтересовался, как используются долларовые поступления, лишь развел руками, пояснив, что это «частные инвестиции». И, следовательно, минсельхозу никто не докладывает об их судьбе. Между тем именно с модернизацией птицеводческих предприятий, принадлежащих «Росхлебопродукту», краевое правительство связывает надежды на подъем отрасли, которая в советские времена выдавала более 70 тыс. тонн мяса бройлеров. Для сравнения: по итогам первого полугодия 2003 г. в крае произведено 15,1 тыс. тонн. Существует программа, как в течение ближайших лет выйти на годовой показатель в 60 тыс. тонн, но ее реализация зависит от многих факторов. Если же говорить о производстве яиц, то пока здесь похвастаться нечем: по итогам полугодия объемы снизились на 20%.
Сегодня на долю хозяйств края, контролируемых «Росхлебопродуктом», приходится основная часть продукции, производимой птицеводческой отраслью. Поэтому конкуренция на ставропольском рынке если и присутствует, то весьма слабенькая, что, вероятно, влияет на темпы технического перевооружения птицефабрик. «Росхлебопродукт» не справляется, - заметил Н. Дорохин, - и мы хотим привлечь к этому процессу и других собственников». Каким же образом?
В беседе с заместителем министра сельского хозяйства выяснились интересные вещи: оказывается, в птицеводческом хозяйстве «Росхлебопродукта» примерно 10 процентов – доля края. Эти проценты никак не оформлены в акции и, следовательно, не приносят дивиденды. Теперь правительство хочет «определить это имущество» и выделить в собственность края несколько предприятий. Почему это не было сделано раньше – большой вопрос…
И последнее – о ценах на курятину. Вряд ли можно сделать утешительный прогноз, даже несмотря на то, что правительство РФ ввело квоты на ввоз мяса птицы (744 тыс. тонн). По словам первого заместителя председателя ПСК В. Гаркуши, «уровень закупочных цен на отечественную продукцию не позволяет перекрыть затраты производства». Ставропольский бройлер сейчас с трудом конкурирует с окорочками Буша. А что будет завтра – при цене на фуражное зерно три тысячи рублей за тонну – не хочется и думать…