«Скифы» помогли установить мировой рекорд
19 августа 2003 года известие о том, что россиянами установлен мировой рекорд горного восхождения на мотоцикле (на высоту 5621 метр над уровнем моря), обошло все информационные агентства планеты. Шведская мотоциклистка Анне Сил, которая в то же время поднималась на мотоцикле на Эверест, добралась до отметки «всего» 5305 метров и вынуждена была начать спуск. Согласитесь, приятно, что новый мировой рекорд принадлежит российским спортсменам, и вдвойне приятно, что в его установлении есть заслуга альпинистов из ставропольского туристического клуба «Скиф».
- Идея покорить высочайшую гору Европы на мотоцикле родилась в прошлом году, - рассказал корреспонденту «СП» один из участников и организаторов экспедиции «Въехать на Эльбрус!» Сергей Груздев. – Тогда в Приэльбрусье мы испытывали специально созданный на заводе имени Дегтярева (в Коврове) мотоцикл «Тарзан». Высокогорная разведка показала: для того, чтобы подняться на вершину Эльбруса, необходим легкий мотоцикл, который весит около ста килограммов. Такой вес снежный покров, в момент своей наивысшей плотности в июле–августе, может выдержать, а со льдом справятся цепи и шипы. Кроме того, опыт показал, что мотоцикл обязательно должен быть полноприводным. Учитывая все это, в ноябре 2002 года стал создаваться мотовнедорожник.
Получившуюся машину с объемом двигателя в 80 см3 и мощностью 10 л.с. назвали в честь главной реки Приэльбрусья – «Баксан». После полевых испытаний техники в конце июля к подножию Эльбруса прибыла экспедиция в составе 13-ти человек. Это число не раз фигурировало во время установления рекорда.
- Подъем начался первого августа от поляны Азау (2300 метров над уровнем моря), - рассказывает Сергей Груздев. - За три дня два мотоцикла, «боевой» и вспомогательный, поднялись в базовый палаточный лагерь, организованный на высоте 4280 метров, несколько выше «Приюта 11».
И тут резко ухудшилась погода. Вместо ожидаемого безветрия, солнца и положительной температуры на протяжении многих дней мела пурга, опустился туман, а мороз ночью достигал десяти градусов. Десятки альпинистов, приехавших сюда из многих стран мира, уходили вниз, так и не приступив к запланированным восхождениям. Кроме того, участились трагические случаи: пропали несколько участников польской команды, провалился в трещину и погиб чешский восходитель...
Исходя из сложившейся обстановки участники экспедиции избрали «осадную» тактику и создали две группы – одна дежурила на горе, другая отдыхала у подножия. Дожидаясь «окон» в непогоде, штурмовая команда пробивалась на несколько сотен метров вверх, оставляла мотоцикл и возвращалась в базовый лагерь. Из-за того, что днем снег раскисал и не держал шипованные колеса «Баксана», «рывки» проводились преимущественно по ночам, когда подмораживало и образовывался жесткий наст.
- Наибольшую опасность во время ночных вылазок представляли трещины, плохо различимые даже днем, – продолжает Груздев. – Самая критическая ситуация возникла практически на ровном месте, если, конечно, считать ровным местом склон крутизной более 45 градусов, на высоте более четырех километров. Во время очередного подъема к мотоциклу - 13 августа (вот и не верь после этого в приметы!) - сильнейшим порывом ветра пилота-восходителя Александра Борисевича сдуло с тропы. Пролетев вниз больше десятка метров, он ударился о камни и получил серьезную травму ноги – перелом лодыжки. Нужна была срочная госпитализация. Чтобы доставить его в больницу, связались со строителями, работающими на канатной дороге, которые пригнали строительный тягач. Сашу спустили до альпинистского приюта, и только утром смогли перевезти вниз. Наши работы на горе возобновились, но погода опять ушла…
В нужном месте, в нужный час
Наступил решающий, почти критический момент экспедиции. Казалось, что «Баксан» вернется домой несолоно хлебавши, и тут… на помощь восходителям пришли жители Ставрополя.
- Я и инструктор из альпинистского клуба «Скиф» Родион Кирсак случайно оказались на «Приюте-11», - рассказывает альпинистка Людмила Анисимова. – Мы должны были сопровождать на восхождении одну туристическую группу, но они отказались подниматься, и тут до нас дошли известия о сложном положении экспедиции. Оставить таких смелых людей без помощи мы не могли.
Несчастный случай с одним из пилотов заставил больше внимания уделять технике безопасности. Я и Роман во время восхождения страховали от падения в пропасть мотоцикл и водителя. Сначала поднимались мы, а следом за нами обвязанный веревками сквозь снег «прогрызался» «Баксан». Таким способом одолели седловину. А 19 августа, в два часа ночи, несмотря на шквалистый ветер, который постоянно менял направление, рванули на восточную вершину. В полдень в полном тумане «Баксан», ведомый Александром Гвирдзишвили (он из Краснодара), заехал на Эльбрус! Никакого распития шампанского по такому торжественному случаю не было, поскольку, отправляясь на восхождение, рассчитывали каждый грамм груза и лишнее не брали. Просто сфотографировались, прокричали «ура!» и отправились в обратный путь…
Но экспедицию нельзя было считать завершенной, пока последний ее участник, а также мотоцикл не спустятся с покоренных вершин. Во время подъема пресса, экологические службы и альпинисты были обеспокоены: не останется ли техника на горе? К чести пилотов, «мотоджипа», они успешно съехали с Эльбруса.
P.S. Сейчас готовятся заявки и необходимые документы для регистрации результата, достигнутого экспедицией «Въехать на Эльбрус!», в Книге рекордов России и Книге рекордов Гиннесса.
Справка «СП»: Впервые с использованием механических транспортных средств самую высокую точку Европы покорила команда инженеров и испытателей Ульяновского автомобильного завода. В августе 1974-го там испытывались на скороподъемность и способность работать на больших высотах три машины УАЗ-469. Перепад в две тысячи метров был преодолен за 38 минут. Достигнута высота ледника - 4000 метров. При этом автомобили были совершенно стандартные, без лебедок и противобуксовочных цепей. После них Эльбрус в 1986 году штурмовали мотоциклисты из Чехословакии. Они смогли добраться только до скал Пастухова, расположенных на высоте 4500 метров. Выше всех, на 5621 метр, смогли заехать в 1997 году на джипе «Ленд-Ровер Дефендер» восемь россиян. Сделать это им удалось только со второй попытки.