00:00, 22 августа 2003 года

Бедствие всероссийского масштаба

Его вел вице-премьер, председатель правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Яковлев. А докладывали о состоянии дел замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин и первый замглавы Минтранса РФ Анатолий Наносов. В совещании приняли участие руководители управлений ГАИ всех субъектов страны, представители министерств промышленности, транспорта и связи, Российской транспортной инспекции, министерств образования, здравоохранения.

- Ситуация с безопасностью движения стала национальной бедой страны, - заявил В. Яковлев, открывая совещание, аргументировав свой вывод неутешительной статистикой. – За последние десять лет в России в дорожно-транспортных происшествиях погибли более 300 тысяч человек (из них 33 тысячи - в прошлом году), около двух миллионов получили увечья, каждый седьмой пострадавший стал инвалидом. Экономический ущерб составил 279 миллиардов рублей. Это примерно 10 процентов бюджета страны будущего года. Согласитесь, эти деньги можно было использовать с пользой. Например, для профилактики аварийности.

По мнению А. Чекалина, одной из основных причин высокой аварийности на дорогах является плохая подготовка водителей. «Каждое третье ДТП совершается водителями со стажем управления до трех лет, из них 40 процентов – людьми на первом году после получения водительского удостоверения», - сказал он. Виновны же в некачественной подготовке водителей сотрудники автошкол, где «налицо бесконтрольность и только финансовый интерес». В стране сегодня зарегистрирована 31 тысяча лицензированных автошкол. Половина из них очень малы и плохо оснащены. Уж лучше пусть их будет в два раза меньше, отметил замминистра, но зато крупных и высокопрофессиональных центров.

За прошедшие полгода в России произошло 79200 ДТП. Эта цифра на восемь процентов превосходит аналогичный показатель 2002 года. Погибли 12600 человек, ранены – 94400. Социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий превысил 71,5 миллиарда рублей.

А вот высокий уровень детского травматизма на дорогах связан с недостаточным вниманием к этой проблеме образовательных учреждений. Для водителей же, как отмечалось, необходимо ввести особое положение по перевозке детей.

На селекторе также говорилось о плохом состоянии дорог, малом количестве светофоров, недоработках законодательной базы. Дошло до того, что правительственная комиссия по безопасности дорожного движения решила направить обращение в российские судебные органы с просьбой жестче относиться к водителям, нарушающим установленные нормы на дорогах.

А. Наносов заострил внимание участников совещания на высокой аварийности пассажирского транспорта. Например, за первую половину текущего года в России зарегистрировано почти две тысячи ДТП с участием автобусов. А это на 16,8 процента больше, чем в прошлом году. Проблема здесь кроется в плохом состоянии техники. Так, 60 процентов автобусов, 56 - трамваев и 53 процента троллейбусов эксплуатируется гораздо дольше, чем положено по техническим условиям. Необходимо полное обновление автобусного парка. Но сами транспортные предприятия это сделать не в состоянии. У них просто нет денег. (Нынче 64 категории граждан имеют право на льготный проезд, но лишь 78 процентов этих затрат компенсируются).

В 33-х субъектах Российской Федерации правительственная комиссия обнаружила серьезные нарушения и недоработки в работе по предотвращению аварийности на дорогах. В. Яковлев отметил, что все они детально будут рассмотрены. В то же время есть и регионы, где накоплен хороший опыт, благодаря которому наблюдается спад ДТП. Это Астраханская область, Смоленская, Кемерово, а также Ставропольский край.

Работу ставропольской территориальной студии возглавлял замминистра промышленности, транспорта и связи СК, зампредседателя комиссии ПСК по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Камысовский. Комментируя итоги совещания, он отметил:

- Конечно, нами много сделано, и это дает свои плоды. И все-таки в перспективе работы еще достаточно. Например, надо ликвидировать проблемы правовой базы, касающейся пассажирских перевозок, по развитию уличной сети (светофоры, разметки). Правительство края работает в этом направлении. Например, второй год действует программа по безопасности движения, и это дает положительные результаты.