Спасительный ковчег
Зал, где выступает камерный оркестр «Кантабиле», по-прежнему уютен и мал. В этой тесноте что-то парадоксально русское – нам всегда не хватает времени и места. Но это еще больше усиливает сладкое чувство избранничества. Действительно, кажется невероятным – прийти сюда и услышать орган… Появляется Сергей Кириллов – великолепно сидящий фрак, легкая улыбка, скрывающая волнение… Его имя выучено наизусть по ставропольским афишам: органист, художественный руководитель и дирижер муниципального оркестра «Кантабиле»…
Хорошо, однако, что музыку не пересказать, как не пересказать счастливые сны и пение птиц. Но пока звучат эти волшебные скрипки, пока действует их необъяснимый гипноз, смелость в чувствах появляется необыкновенная. Можно прикрыть глаза и лететь подальше от земли к чистым небесам. На закрытии юбилейного 10-го сезона «Кантабиле» люди, купившие билет, толпой стояли в коридоре, слушали, не видя музыкантов, - яблоку негде было упасть. Но присутствие красоты, которую трудно объяснить, мы ощущаем нередко по мурашкам, бегущим по коже. Известно, Сергей Сергеевич не любит даже намека на патетику. Но что же делать, звучал в тот вечер его орган, знаменитая баховская токката, и мне казалось, что этот старинный зальчик с сохранившейся лепниной на потолке на самом деле – настоящий Ноев ковчег, а мы, сидящие в нем, случайно и не случайно спасенные счастливцы…
…Около ста лет назад Василий Беневский, настоящая фамилия которого – Антипов, известный всему Ставрополью и даже России, привычно шел по дороге, ведущей в Андреевский храм. Перекрестившись, он входил в церковь и поднимался по винтовой лестнице – той самой, которая и сейчас возносит певчих на церковные хоры. Василий Беневский служил регентом Казанского и Андреевского соборов. Еще он был великолепным музыкальным педагогом, и самые обычные школьники и гимназисты пели у него а капелла (русское классическое хоровое пение без инструментального сопровождения). Сергей Кириллов называет Беневского светочем ставропольской культуры.
Между прочим, с именем Беневского связано появление в нашем городе самого Сергея Кириллова. Лет 13-14 назад в Москве, у него состоялся примечательный разговор с архимандритом Матфеем, регентом Троице-Сергиевой лавры. «Ты интересуешься многими, - сказал он ему тогда, - а знаешь ли, в Ставрополе жил и работал Беневский. Это имя дорогого стоит». И Сергей Кириллов приехал в Ставрополь, получив приглашение ныне покойного владыки Гедеона, у которого он служил регентом сначала в Барнауле, затем в Новосибирске и 12 лет – в Ставрополе.
* * *
Погожим летним вечером все по той же улице, ведущей к Андреевской церкви, две ставропольские жительницы шли на воскресную службу. Одна из идущих – автор этих строк, другая – Галина Белоконь, обладательница уникальных материалов о Василии Беневском. Самое ценное в архиве, собранном ныне покойным журналистом Сергеем Белоконем, письма Беневского в Америку и Канаду своему другу (и тоже светочу) Александру Кошицу. Их драматичная переписка готовится сейчас к печати, но на минуту только представим: революция, война, все рушится и гибнет… Можно сохранить ноты, но как расстаться с живым звучанием, тончайшим искусством а капелла и вообще – с надеждами? Будущим? Часть расшифрованной переписки подарили Сергею Кириллову. Позже он скажет мне: «Эти письма рвут мою душу…»
В тот день мы пришли послушать архиерейский хор под управлением регента Кириллова. Надеялись услышать и произведения Беневского, писавшего духовную музыку. Накануне Сергей Сергеевич объяснил: «В середине службы выйдут все священники в круг, зазвучат колокола, и начнется исполнение Беневского…». Все так и произошло. Звонили колокола, и я думала, что вот сейчас безвозвратно что-то уходит, меняется у людей состав души. Зато как справедливо – так давно жил Беневский, и вдруг оказалось, что не забыт. На том же самом месте, под тем же церковным куполом служит другой регент, наделенный даром памяти.
Понимаю, церковное песнопение – не искусство в привычном смысле, это часть Богослужения, Божье дело. Но люди, в том числе и не церковные, приходят послушать певчих, а встречаются с Богом… Однако в тот самый вечер архиерейский хор Свято-Андреевского Кафедрального собора в своем полном составе звучал, как это стало известно позже, в последний раз. По причине денежной недостаточности хор теперь наполовину сокращен. В глазах Сергея Сергеевича – до дна – бесконечная боль и печаль.
* * *
Жизнь музыканта наполнена смыслом, который дан ему вместе с талантом. Уже в детстве у Сергея Кириллова, как и у его брата, теперь тоже профессионального музыканта, обнаружился абсолютный слух. Дважды закончив Киевскую консерваторию – сначала по классу фортепьяно, потом – органа, он еще 12 лет работал в консерватории на кафедре дирижирования, но уже знал, что будет регентом – переворот в его душе начался с чтения Достоевского. Однако ничто так глубоко не убеждает, как история человеческой жизни. Именно в Ставрополе Сергей Кириллов соединил в своем лице церковного и светского музыканта. Это может еще кого-то удивлять, но вспомним: Рахманинов, Чайковский, Глинка писали великую церковную музыку. А художник Васнецов после знаменитых «Трех богатырей» вместе с Нестеровым расписал Владимировский собор в Киеве. Мне кажется не случайным, а закономерным, что 10 лет назад городские власти предложили регенту Кириллову возглавить погибающий тогда «Кантабиле». Более того, вскоре приобрели для него дорогостоящий орган. Оценили, поняли, почувствовали масштаб личности этого человека. В конце концов Ставрополь, исторически создававшийся как военная крепость, нес на себе легкую печать «культуры проездом», и вдруг эта возможность создания собственного «культурного чуда»…
* * *
Время доказало, что в архиерейском хоре и «Кантабиле» мы имеем сегодня два явления, далеко выходящие за пределы духовно малопродуктивной провинциальности. На один концерт к Кириллову приходит людей больше, чем за неделю в роскошный пустующий торговый центр. О чем это говорит? Что бы вокруг ни происходило, нет силы, способной помешать нам оставаться людьми… Случайно мне стала известна оценка архиерейского хора «человеком со стороны» - бывшим директором департамента музыки, приезжавшим к нам из американского штата Айова. Образованный старик, сам закончивший Венскую и Парижскую консерватории, сказал изумленно и очень коротко: «Это же национальное достояние!»
Как все-таки в нашей жизни избежать утрат, духовных и культурных? В ХХ столетии мир задумался об этом и создал ЮНЕСКО. В России тоже всегда были люди, которые понимали, что деньги, вложенные в красоту, могут принести им всенародную славу. Купца Третьякова будут помнить столько, сколько существует Россия. Однажды в трудную минуту «Кантабиле» помог известный ставропольский предприниматель, но… Дело ведь не только в деньгах. Дело - в позиции. Пригласить на выступление высококлассный коллектив - говорят: наличности не хватает. А заплатить круглую сумму впорхнувшей безголосой Орбакайте – хватает...
* * *
На концертах «Кантабиле» существует особая атмосфера глубокой и потому сдержанной радости, которую не купишь вместе с билетом – можно только почувствовать. Сергей Сергеевич соглашается: «Душа современного человека находится на голодном пайке, но она оживает и радуется, когда с ней заговорят на понятном для нее языке. Музыка и есть тайная жизнь души…». p5 Страницы оркестра "Кантабиле" на сайте p5 Фоторепортаж "Кантабиле: праздники и будни