00:00, 15 августа 2003 года

Монополия на перепелку

«…Открылся охотничий сезон, и вновь начались «разборки» между членами добровольного охотобщества и владельцами государственных охотбилетов. Не знаю, какие услуги предоставляют «общественники» городским охотникам, но у нас в Ипатовском районе – никаких. Снова бери лицензию, путевку, плати за какое-то эфемерное трудоучастие (в государственном охотбилете и графы-то такой нет). Сумма получается немаленькая, а охотиться почти не на что: поля исполосованы следами машин-вездеходов, с которых браконьеры из-под фар бьют все живое. Выбит заяц, практически уничтожен кабан. Браконьеры безнаказанно резвятся, а законопослушных людей в минувшем году практически полностью лишили права на охоту – егерям, видите ли, трудно было организовать подсчет дичи…

Да, раньше, когда коллектив возглавлял Бабкин, у нас велась настоящая работа. Был построен дом охотника с чудесным музеем добытых трофеев, цехом по производству и ремонту рыболовных снастей, был магазин для охотников и рыболовов. Общими усилиями создали заказник, где плодились утки, гуси, другая живность. Мы заготавливали корма, раскладывали соль-лизунец, отстреливали серых ворон и других хищников, за что бесплатно получали боеприпасы. Проводили соревнования по рыбной ловле и стендовой стрельбе (патронами опять-таки снабжало охотобщество).

Сейчас ничего подобного нет и в помине. Разделили охотников по живому – на «государственников» и «общественников» – не поймешь, кто где хозяин, кому и сколько платить.

Рядом – Калмыкия. Приехали мы в Приютное. Егерь дома, без всякой волокиты выписал нам необходимые документы. Иди, охоться. А у нас в добровольном обществе очередина, недовольство, ругань...

Разъясните нам, пожалуйста, как быть. Может, государственный билет уже недействителен?

Мне лично кажется, что должен быть один хозяин охоты и рыбалки, тогда будет порядок».

Чтобы ответить на вопросы читателей (в «Ставрополку» обратился не только Н. Симаков, было более десятка телефонных звонков), мы пригласили в редакцию председателя Ставропольской краевой общественной организации охотников и рыболовов (СКОООиР) Николая ЕРЕМИНА, а также начальника краевого охотуправления Владимира ФЛЕГЛЕРА. Они по-разному комментируют содержание письма.

Н. Еремин считает, что система платежей за именные разовые лицензии, путевки, удостоверения на право охоты ныне крайне сложна, запутана и оттого многим непонятна. Ее необходимо совершенствовать во всех регионах, во всей стране приводить к единому знаменателю. Но сделано это будет только тогда, когда депутаты Госдумы России соизволят наконец принять закон «Об охоте». Сегодня же мы имеем то, что имеем: охотников с билетами «государственного» образца и членов охотколлективов, объединившихся на добровольной основе. И те, и другие документы удостоверяют, что ты являешься охотником. Но разрешения на охоту они не дают.

Необходимо приобрести именную разовую лицензию на право пользования объектами животного мира, купить у охотпользователя путевку, возмещающую стоимость затрат на ведение охотничьего хозяйства. Председатель СКОООиР считает, что депутаты Госдумы РФ не до конца продумали решение, вводя именные разовые лицензии на добычу пернатой дичи и мелкого пушного зверя: большинство охотников у нас – народ небогатый, достаточно и того, что охотпользователи регулярно платят в казну налоги.

Здесь необходимо пояснение. На Ставрополье основным охотпользователем является СКОООиР. Это общество выиграло конкурс, получило долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства. Обязательным требованием для получения долгосрочной лицензии являлось согласование условий пользования объектами животного мира между охотпользователями и охотуправлением.

Но давайте напомним, государство уже установило и регулярно берет с каждого охотника плату за «право пользования объектами животного мира». Как развиваться охотобществу? На какие шиши содержать егерей, заправлять транспорт и вообще осуществлять хозяйственную деятельность? Членскими взносами здесь явно не обойтись. Вот и приходится реализовывать путевки. Разовые, сезонные, ориентированные на различные (по площади и наличию дичи) угодья.

Кстати, Николай Еремин подчеркнул, что с этого года отменена плата за так называемую «отработку» (выделено мною. - А.Л.). Отметил председатель СКОООиР и тот факт, что на Ставрополье не самые большие взносы и цены на путевки. В Краснодарском крае, например, вступительный взнос – тысяча рублей, членский – триста. Путевки на пернатую дичь и пушного зверя соответственно сто пятьдесят и триста рублей. У нас вступление в охотколлектив обходится в двести пятьдесят рублей, членский взнос – сто пятьдесят, сезонная путевка на птицу – восемьдесят и на пушного зверя – сто двадцать рублей. Есть разница?

В. Флеглер считает несколько по-иному: дескать, общественная организация допускает дискриминацию по отношению к охотникам с государственными билетами – для них краевая путевка только на пернатую дичь, как докладывают начальники райотделов охотнадзора, стоит более шестисот рублей.

Вот тут начались уточнения. В конце концов выясняется, что для «общественников» краевая путевка на пернатую дичь стоит двести пятьдесят рублей, а для «государственников» – в два раза дороже.

Н. Еремин предлагает выход: пусть, мол, берут не краевые путевки, а районные или же одноразовые (на день или неделю), так еще дешевле будет.

В ответ вполне резонное возражение: ведь животный мир – государственное достояние. И еще один аргумент: СКОООиР, по сути, является монополистом в этой области хозяйственной деятельности – за ним закреплено около девяноста девяти процентов угодий. Конкуренцией здесь и не пахнет. Отсюда и взятые с потолка цены на путевки.

Начальник крайохотуправления предложил выход из создавшегося положения. Суть его вот в чем. Чтобы исключить в будущем склоки между «государственниками» и «общественниками», последним нужно строго обосновать затраты на ведение охотничьего хозяйства. Столько-то ушло на подкормку дичи, столько – на оборудование искусственных гнездовий, борьбу с хищниками. После согласования с охот-управлением калькуляция затрат на ведение охотхозяйства, по мнению обоих собеседников, должна быть утверждена органом ценообразования правительства края. С учетом реальных затрат на развитие охотхозяйства и инфляции пусть правительство края установит, сколько денег взимать с охотников (не разделяя их на своих и чужих) дополнительно к калькуляции.

А то ведь получается, что животный мир от государства охотобщество получило бесплатно. Охотугодья – от колхозов и фермеров – тоже бесплатно. А ведь на их землях дичь кормится и размножается.

* * *

В конце концов стороны пришли к единому мнению. Вернее, к двум. Первое: неразбериха, как уже говорилось, возникла вследствие отсутствия законодательной базы. Будь у нас нормальный федеральный закон, регламентирующий все особенности ведения охоты и охотничьего хозяйства, спорам давно уже был бы положен конец. И второе: такого закона, возможно, придется ждать еще несколько лет. За это время охотники (их в крае более сорока тысяч), не выдержав финансового бремени, начнут разбегаться и пополнять без того немалый отряд браконьеров.

Значит, договариваться об упомянутой калькуляции и взаимодействии надо уже в ближайшие недели, чтобы к открытию сезона на пушного зверя прекратить затянувшуюся свару.