00:00, 11 июля 2003 года

Человек для милиции или милиция – для человека?

А история, после которой я и сподобился взяться за перо, произошла такая. Утро, час пик, трасса. Полную маршрутку тормозит импозантный лейтенант. (Для полноты картины добавлю, что инцидент сей имел место аккурат в то самое время, когда центральные телеканалы прямо соревновались в том, кто больше сообщит ужасающих подробностей об авариях с участием маршрутных такси). Так вот, останавливает авто страж дорог и начинает проверку документов водителя. Народ нервничает – ибо никто ему ничего не говорит, а время уходит. При этом кто-то «всего-навсего» на работу опаздывает, а иные, судя по их возгласам, и вовсе на автобус, который должен их в Минводский аэропорт доставить, к рейсу. И главное, вот что обиднее всего: на благополучно проходящие мимо транспортные средства тоже пересесть невозможно. Поскольку проносятся они мимо со свистом.

Водитель вернулся через десять минут и велел освободить салон. Заметили тонкость – не страж порядка пришел объяснить ситуацию. За разъяснениями отправились к человеку в погонах. И тут молодой офицер впервые поднял глаза на граждан, которых он – наша милиция – по идее беречь и должен. И нехотя пояснил, что водитель – злостный нарушитель. Имеющиеся у него документы не дают ему права перевозить пассажиров. А потому в данном месте и в данный момент российская милиция себя считает полностью правой, а кому не нравится – может жаловаться. При этом он искренне удивился, когда у него поинтересовались, на что и на кого ссылаться, если, предположим, из-за этой задержки пропадут авиабилеты?

Заметим, что по форме (остановив нарушителя и не дав ему и далее подвергать опасности пассажиров) органы ГАИ-ГИБДД, были здесь совершенно правы. А вот по сути мы имеем в данном конкретном случае проявление вопиющего казенного равнодушия. Ибо, как мне кажется, время пик – не самое лучшее для подобных проверок, да и трасса – не самое подходящее место. В конце концов есть же иные способы и время отлавливать нарушителей.

Впрочем, если я здесь глупость сказал или еще в чем не прав, приношу извинения. Я не специалист. Но пока я это делаю, пусть мне кто-то из начальников того дорожного патруля ответит: это правильно, когда имеющие отношение к высадке людей из маршрутки милиционеры бесстрастно наблюдают, как несколько человек мечутся по обочине, обреченно голосуя? И при этом олицетворениям власти и в голову не приходит устроить этих бедолаг в проносящийся мимо транспорт...

Вообще, на мой взгляд, именно равнодушие и есть та главная проблема, которая существует в отношениях милиции и населения. И самой главной зоной его накопления являются так называемые мелочи.

Это когда патруль ППС, продвигаясь по маршруту и нежно помахивая «демократизаторами», оглашает окрестности такой отборной ненормативной лексикой, что сразу становится ясно – эти парни вряд ли будут останавливать тех, кто «на ём разговаривает».

Это и в том случае, когда при проверке документов (согласен – имеют право, да и закон позволяет) незнакомые граждане в погонах почему-то позволяют себе «тыкать» в разговоре – если это можно назвать разговором – таким же гражданам той же страны.

Это и – вернемся на дороги – расхожая шутка о том, что, если где надо организовать автомобильную пробку – нужно поставить туда милицейского регулировщика. Уж он-то не только будет размахивать жезлом, но и обязательно поставит свой служебный автомобиль так, чтобы еще больше сузить проблемный переулок или улицу. (Сразу вспомнилось, как несколько раз видел подобную картинку на ул. Г. Голенева: милицейская машина припаркована аккурат на отрезке между двумя проезжими частями проспекта К. Маркса).

Думается, сей скорбный перечень можно дополнять и дополнять. При этом, уверен, большую его часть и министр, и начальники на местах, в принципе, знают. Остается только понять, почему при этом все остается без изменений.