Как казаки согласие искали
- Петр Стефанович, десять лет назад инициатором создания КЛК выступил Ставропольский краевой союз казаков. Чем же была вызвана такая необходимость?
- Основной причиной послужила существующая на тот момент раздробленность казаков. На территории Ставропольского края действовали две казачьих организации: Ставропольский краевой союз казаков и Терское казачье войско. На первом Большом казачьем круге, проходившем в Ставрополе в конце сентября 1990 года, все казаки, проживающие в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии, входившей в состав Ставрополья, решили создать единую краевую общественную казачью организацию. Позже Терское казачье войско стало действовать на территории Северной Осетии, а затем постепенно терские казачьи станицы, располагавшиеся на территории края, стали переходить в ТКВ. Уставы казачьих кругов позволяли выполнять такие действия.
Подобно терцам и кубанцы «неофициально» сочувствовали Кубанскому казачьему войску, Союзу казачьих войск России и зарубежья. В этом ничего удивительного не было. В советское время территория Ставропольского края не раз перекраивалась. В результате казачьи станицы много раз переходили в то или иное административное образование. Перед развалом СССР на территории Ставропольского края проживали и кубанцы, и терцы. Совет атаманов краевого Союза казаков неоднократно на своих заседаниях рассматривал вопрос единства действий казачьих организаций края, но договоренности соблюдались лишь на советах атаманов и заседаниях правления. На деле же оказалось совсем по другому, тем более Карачаево-Черкесия в 1992 году стала самостоятельной республикой, и казаки этой территории тяготели в большей степени к Кубанскому казачьему войску.
В мае 1993 года в Ставрополе осуществлена попытка создания единой казачьей организации Юга России, которая оказалась неудачной из-за разногласий казаков-донцов.
Вот тогда-то и возникла идея объединения казаков, проживающих на территориях Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Чечни и Дагестана.
- Но была ведь и историческая подоплека такого решения?
- Известно, что на этих территориях с 1777 по 1860 год существовала Кавказская казачья линия. С 1833 по 1860-й Кавказское линейное казачье войско и казаки, как терцы, так и кубанцы, носили единое название - линейцы. Эта идея и легла в основу создания новой общественной казачьей организации. За короткое время был создан организационный комитет, разработаны необходимые документы для проведения казачьего круга.
Первый Большой казачий круг состоялся 10 июля 1993 года в Новопавловске. Он утвердил название казачьей организации, устав, избрал атамана, утвердил Совет атаманов и правление, суд чести. Таким образом, на большей территории Северного Кавказа стала действовать общественно-политическая организация - Кавказское линейное казачество с центром в Ставрополе.
- Удалось ли с созданием организации преодолеть существовавшую разобщенность в казачьей среде?
- С первых дней руководство КЛК столкнулось с еще более значительными проблемами. В основном они порождались амбициями отдельных атаманов, которые постоянно доказывали рядовым казакам бесполезность существования КЛК. Трудно было понять такую метаморфозу в их сознании, ведь идея создания КЛК была поддержана всеми.
На Кавказское линейное казачество многие народы Северного Кавказа возлагали большие надежды, думая, что эта организация сможет решать не только общественно-политические, но межнациональные проблемы. Не случайно атаман КЛК вошел в состав руководящего органа Конгресса народов Кавказа и стал одним из его вице-президентов. Вот это и не понравилось многим казакам-радикалам. Они постоянно критиковали атамана, упрекая его в соглашательстве, в потакании горским народам и даже предательстве интересов казачества. Доказательства необходимости сотрудничества казачества и народов Кавказа, совместных действий, направленных на борьбу с национализмом, шовинизмом, религиозным фанатизмом, не приводили к положительному результату. Большинство постоянно требовало адекватных мер в ответ на насильственные действия экстремистов Чечни, Ингушетии по отношению к казакам и другим народам. Известно, что в этих республиках царил геноцид. Убийства, выселения к этому времени там приобрели массовый характер. В таких условиях, разумеется, трудно было доказывать необходимость каких-либо позитивных действий, так как на Советах атаманов КЛК практически всегда присутствовали беженцы, вынужденные переселенцы, люди, потерявшие своих родных, близких.
- Пытались ли казаки сотрудничать с властью, чтобы решить проблемы Северного Кавказа?
- После каждого Совета атаманов предложения по урегулированию ситуации направлялись президенту, в Государственную Думу, правительство РФ. Руководство неоднократно встречалось с видными политиками и пыталось привлечь их внимание к огнедышащей территории Северного Кавказа. Но, по всей видимости, у тех существовали совсем другие умозаключения относительно этой территории. Чувствовалось, что существуют какие-то невидимые рычаги, которые с каждым днем направляют и президента, и председателя правительства РФ совсем по другому пути. Конфронтация и напряженность росли с каждым днем.
По-видимому, деятельность казаков, особенно атаманов войск, отделов, округов, направленная в большей степени на разобщенность, чем на единство, была на руку экстремистам, националистам, ряду политиков, и это давало свои плоды. На словах многие из них горячо поддерживали казачество, а на деле, нелегально, делали все, чтобы разобщить казаков, создать в обществе негативный их образ.
- Были ли попытки договориться, повернуть диалог среди казачества в конструктивное русло?
- Решать проблему, безусловно, надо было. Руководство организации решило дать согласие на проведение очередного Большого казачьего круга, который прошел в Пятигорске 1 июня 1996 года. На этом круге атаман КЛК подвергся незаслуженной и унизительной критике, а затем последовала его отставка.
«Радетели» проведения этого казачьего круга так были довольны отставкой атамана, что даже забыли рассмотреть второй вопрос повестки дня, а именно: о дальнейшей судьбе этой общественно-политической организации. Таким образом, Кавказское линейное казачество де-юре продолжает существовать, на круге оно упразднено не было.
- Петр Стефанович, можно ли сегодня, в десятилетний юбилей, подвести какие-то итоги?
- Создание Кавказского линейного казачества явилось своевременным, злободневным и необходимым. Его деятельность была направлена на устранение конфронтации в межнациональных отношениях. За сравнительно короткий срок КЛК и его руководство завоевали популярность и уважение среди большинства народов Северного Кавказа, руководства субъектов Федерации, общественно-политических партий. Но, к сожалению, негативные действия отдельных атаманов оставили казачество вдалеке от политических дорог.
- Из нашего разговора вырисовывается довольно безрадостная картина. Дрязги, раздоры, в каком же состоянии сегодня казачество, как оценивать роль Терского казачьего войска?
- Кавказское линейное казачество стало прообразом нынешнего Терского войска, которое объ-единило казачество. К сожалению, в его состав не входят казаки Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, которые входили в КЛК. Есть и другой «цементирующий» фактор. С момента образования федеральных округов функции координации действий казаков отданы полномочным представителям президента РФ. В Южном федеральном округе эта работа также ведется довольно успешно. Так что пессимистическим настроениям относительно казачества предаваться не стоит.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
