00:00, 24 июня 2003 года

Остров бескорыстия

По стечению исторических обстоятельств краевая юношеская библиотека тоже еще молода: нынче ей исполнилось 25 лет. Как всякий молодой организм, библиотека не избежала своих трудностей роста: долгое время работали, не имея собственного помещения, а в 90-е годы библиотечные фонды практически перестали пополняться…

Сейчас положение заметно выправилось. Можно даже говорить о том, что СКЮБ достаточно комфортабельна, располагает крепким фондом. Общее число ее читателей превышает 12000, но благодаря порядку очередей здесь нет. По уставу библиотека имеет статус публичной, сюда приходят взрослые и дети, живущие поблизости, но профильное направление все-таки юношеское. Есть, кстати, и неофициальный статус своего рода «наблюдательной площадки».

- Всякий молодой человек, - рассказывает директор библиотеки Людмила Игнатова, - стремится предъявить миру свое социальное лицо. Для этого ему необходимо понять свое время и самого себя. Естественно, и юношеская библиотека озабочена такой же целью. Иными словами, нам близка программа, позволяющая библиотеке превратиться в активное действующее лицо. Вот почему в 1994 году мы вошли в экспериментальный проект московского профессора Ю. Мелентьевой «Библиотека как институт социализации молодежи». А через год уже более 20 библиотек края стали работать в этом направлении.

Сегодня, после девяти лет эксперимента, можно говорить о подтвердившейся правоте самой концепции. Чтобы стать взрослым, юношам и девушкам необходимо сформировать мировоззрение, выбрать профессию, пройти службу в армии, создать семью. Таковы основные ступени социализации молодежи. Если не решаются эти проблемы, человек не может успешно повзрослеть, иногда эта ситуация болезненно затягивается на годы. Библиотека предлагает своим читателям самое верное решение – знания! Информационная защита молодежи означает ее информационную поддержку при вхождении в социум. Но как все это выглядит в реальности?

- Отсутствие опыта порождает иллюзии, - рассуждает Людмила Федоровна. – Например, в России самые модные профессии – экономист и юрист. Мы забили тревогу: ведь это явный перекос. В рамках нашего проекта созданы библиотечные центры «Профи» и правовой информации. Это новая форма обслуживания детей и молодежи, живущих не только в городе, но и в отдаленных уголках края. По сути дела, каждая из ступеней взросления оснащена у нас информационными программами: «Приобщение к ценностям мировой художественной культуры», «Экологическое воспитание», «Врата Кавказа – Ставрополье»…

Придя в юношескую библиотеку, молодой человек может решить множество своих личных вопросов: как осмысленно выбрать профессию, где лучше учиться, как реализовать свои конституционные права?.. По характеру спроса, кстати, можно судить об облике нашего молодого современника. Его отличительные черты – прагматичность и тяготение к деловому стилю. Означает ли это, что молодые перестали читать художественную литературу и прежде всего – русскую классику? Людмила Казанцева, заведующая абонементом библиотеки, с моими опасениями не согласна.

- Читать, - говорит она, - не перестали. Школьники увлекаются отечественной фантастикой, из русских классиков предпочитают Чехова и, пожалуй, Гоголя. Студенты, а это наш основной пользователь, читают современных авторов – Пелевина, например, и по учебной программе – Толстого, Достоевского и т.д. Но очень многое зависит от педагогов. По нашим читателям мы безошибочно знаем, в какой школе как преподают литературу…

Что ж, действительно, печатное слово может затронуть лишь тогда, когда содержит мысли, созвучные нашим сегодняшним мыслям. Одна выпускница, золотая медалистка, сказала мне недавно: «Нас совершенно не волнует женственная Наташа Ростова – даже смешно!». Вот как, женственность, стало быть, не является «сегодняшней мыслью» современных девочек. Но мы ведь знаем: чтобы сделать что-то свое, нельзя уничтожать основу. Надо повсюду искать союзников, возможно, они отыщутся и в прошлом… Впрочем, я заметила, что в юношеской библиотеке к молодежи относятся гораздо терпимее и теплее, чем это принято в нашем обществе в целом. Для библиотекаря российская молодежь – кропотливая работа с множеством нюансов. Запомнилась мысль Людмилы Игнатовой: «В молодежной среде девочка создает психологический фон и может подвигнуть юношу как на подлость, так и на подвиг…».

Чтобы помочь молодым строить межличностные отношения, в 1997 году в библиотеке организовали «Службу психолога», которую теперь возглавляет замдиректора Ирина Кононова. Именно к ней в свое время обратился тот самый курсант, история которого приведена выше. Приезжая в Ставрополь на каникулы, он и сейчас повторяет сеанс компьютерной диагностики, «чтобы подтвердить свой выбор». По проблемам карьеры и жизненного успеха читатели охотно обращаются к психологу Татьяне Сергеевой.

Ставропольская юношеская библиотека выполняет функции краевого методического центра. Когда районные библиотекари просят: «Помогите, дети растут, и с ними все труднее работать», сотрудники СКЮБ оказывают коллегам многостороннюю информационную поддержку. Им есть что предложить, и потому опыт Ставропольской юношеской оценен на федеральном уровне, свидетельством чему – проведенная на ее базе межрегиональная конференция «Молодые библиотекари Юга России».

Меня, признаюсь, не оставляет в покое простой вопрос. Понимаем ли мы, что наши библиотеки - как острова, последние, может быть, бескорыстные социальные институты? Приходя в библиотеку, молодые люди встречают добрые лица взрослых. Само по себе это уже социальная терапия, в которой все чаще нуждаются наши дети…

Скажите, что вы сейчас читаете? И записан ли в библиотеку ваш ребенок – маленький или большой?