00:00, 21 июня 2003 года

Тридцать восемь лицеистов

Встречать рассвет на улицах города будут и ребята из необычного среднего общеобразовательного учреждения – лицея-интерната для одаренных детей Северо-Кавказского государственного технического университета.

Позапрошлой осенью наша газета опубликовала фоторепортаж с открытия лицея. Мы побывали в специально перепланированном для ребят общежитии университета, где им предоставили и учебные классы, и благоустроенные жилые комнаты, и бытовые помещения, сфотографировали их за общим праздничным столом. 38 десятиклассников, съехавшихся со всего края учиться при университете, были тогда мало знакомы между собой и с будущими преподавателями, немного дичились… И вот прошло почти два года. Все успешно закончили школу. Есть среди них и медалисты. Но дело не только в этом. Эксперимент по воспитанию будущей научной элиты в СевКавГТУ оказался успешным и будет продолжен.

Нужно сказать, что, начиная его, группа ученых во главе с ректором вуза академиком Борисом Синельниковым мало на что могла опереться. Знали, скорее, чего не должно было быть в лицее. Как выразилась по этому поводу его директор, доктор педагогических наук, профессор Надежда Клушина, не должно было быть школы - «ну очень средней», с ее косностью, зашоренностью, которая часто именно наиболее одаренных и нестандартных из себя извергает, становится для них хуже каторги. Вообще-то ввести школяров в университетскую среду – это была идея еще Петра I. Из времен более близких опереться можно было лишь на опыт академика Колмогорова, который в шестидесятые годы прошлого века создал подобное учебное заведение при Новосибирском академгородке. Оттуда вышло много известных ученых.

Но в основном двигаться приходилось самим, порой на ощупь. Неожиданности подстерегали на каждом шагу. Начиная с того, что объявления о наборе в лицей для одаренных срывались в школах их же директорами…

Много сложностей было в отборе ребят. Что такое одаренность и как ее определять – единого мнения об этом нет даже в науке, которая наиболее близка к этим вопросам, - в психологии. И все же тестовые задания были разработаны, определена процедура набора – три тура, как в творческих вузах, стобалльная шкала оценок. Неожиданности продолжились. Об одном интересном случае вспомнила Оксана Власова, кандидат психологических наук, психолог лицея. На испытании по истории и обществоведению ребятам предложили описать события февральской революции 1917 года. И один мальчик написал новеллу. События он увидел глазами некоего аристократического петербургского семейства. «Господин Н. выглянул в окно. Позвольте, кажется, это какая-то революция?..». Немного наивно, но талантливо и образно. Этот же мальчик в другом туре отличился блестящим знанием Достоевского. Но когда увидели полную картину тестирования... По общей сумме баллов он проходил, но во всем, что касается чисел, фигур, форм, у него был полный пробел, как будто отрезало. Психолог Власова считает, что связано это было с каким-то внутренним конфликтом ребенка со школой в начальных классах, интеллект-то у него в порядке… Решили – возьмем. Теперь парень готовится поступать на социально-психологический факультет университета, будет психологом. В математике так и не заблистал, но минимум школьного стандарта усвоил.

Ребят разделили на два направления – естественно-математическое и гуманитарное. И если в предыдущем примере гуманитарная одаренность превалировала, то некоторые дети оказались достаточно творчески одаренными «и здесь и там». В этом тоже, как ни странно, одна из проблем «нестандартного» ребенка.

Первые недели их обучения в лицее были самыми сложными не только для ребят, но и для их преподавателей. Хотя все, кто работает с лицеистами, - минимум кандидаты всяческих наук и проходили в университете специальный отборочный конкурс. Каждую неделю у директора Надежды Клушиной проходили совещания. Иногда они переносились в кабинет ректора университета Бориса Синельникова. Как, выдержав школьные содержательные стандарты, найти часы на занятия наукой, углубление знаний в избранной лицеистом области? Как ввести ребят в собственно университетскую жизнь – ведь для этого они и собраны в лицее? Когда начинать работу по профориентации? Как оценивать их знания, наконец? Очень хотелось уйти от школьных пяти баллов, несовершенной, по мнению преподавателей и психологов, системы. Пробовали двадцати, стобалльную, просто зачетную… Но детям нужно получать стандартные аттестаты со стандартными оценками – пришлось вернуться к школьной шкале.

Вообще эта проблема – уникальное учебное заведение и требования стандартной школьной системы, их нестыковка – одна из наиболее острых. Написали в конце одиннадцатого репетиционные работы по русскому языку и математике, ахнули. Дети приучены заботиться о сути работы, а на медаль надо прежде всего соблюсти форму. Лицеист решает контрольную по математике на двух-трех страничках, а на медаль нужно написать целое сочинение, с точки зрения собственно математики неэкономичное и ненужное…

Пока существуют эти самые медали как категория оценки выпускника, с ситуацией придется считаться. Так решили в лицее, хотя и со вздохом сожаления. Нужно идти на компромиссы.

Кстати, объяснить это ребятам оказалось не так уж просто. И здесь начинается еще одна тема. Личностные особенности одаренного ребенка. Как правило, они требуют некоторой психологической проработки и поддержки. Если вспомнить о школе Колмогорова, где этого не было (не те времена), то там случилось много издержек в судьбах ребят, не все из которых, выйдя из «питомника науки», нашли себя в обыденной жизни.

Так вот, одаренный ребенок. По словам Оксаны Власовой, эти дети часто не умеют находить компромиссы с окружающими и бывают «прямы» до прямолинейности. Им трудно в группе даже себе подобных. В обычном классе есть разная направленность интересов. Кто-то хочет быть самым умным, кто-то – самой красивой, кто-то - первым силачом, а кто-то гордится навороченным сотовым телефоном или тем, что провожает вечером Петрову из параллельного класса. В лицее СевКавГТУ собрались под одной крышей старшеклассники, главная ценность которых - «быть самым умным». Это важно даже и для девочек. Можно представить уровень этой конкуренции… Одним словом, трем психологам лицея есть чем заниматься. Для каждого воспитанника с помощью психодиагностики разработана карта личностного роста. Психологи занимаются с ребятами и в группе, и индивидуально. Есть специальный предмет «Технологии личностного роста и успешности». Сейчас ребята представляют собой состоявшееся сообщество, сдружились, горюют о предстоящей разлуке, по мнению наставников, в основном адаптированы к взрослой жизни.

Впрочем, расставаться надолго они не будут. Все собираются поступать в родной (без преувеличений) университет. Гуманитарии – на юрфак, социально-психологический, переводческий, экономфак. «Естественники» - на факультеты нефти и газа, информационных систем и технологий, химико-технологический.

Оправдалось самое главное ожидание: их приняла научная среда университета. Они участвовали в студенческих конференциях и олимпиадах. У каждого был свой научный руководитель - ученый с именем, свое направление исследований. Лицеисты приняли участие в двух университетских научно-исследовательских программах, одна из которых награждена Государственной премией России, а вторая получила международный грант. Так что все было всерьез, а не понарошку.

Пожелаем ребятам и их наставникам удачи в дальнейшем.