Миллионы из «воздуха»
Наибольший интерес вызвало показательное шоу «Сухой автопробег», когда в присутствии десятков специалистов двигатель «Нивы», изношенный на 90%, без вскрытия обработали в Центре ремонтно-восстановительным раствором «ХАДО», затем слили масло, после чего автомобиль почти 20 километров гонял по улицам Ставрополя. Такое даже трудно представить – без масла двигатель «клинит» на первых же сотнях метров! – но чудо все-таки состоялось. После испытания вновь залили масло и проверили давление. Оно оказалось в норме, а машина работала тихо, без вибраций.
Александр Голубовский, директор Центра ревитализации, объяснил, что ремонтно-восстановительный состав, попадая в масло, в процессе эксплуатации образовывает с поверхностным слоем металла в местах трения металлокерамический защитный слой, десятикратно превышающий прочность стали. При этом сила трения становится настолько незначительной, что двигатель сможет «ходить» без масла хоть сотню километров.
Но каков экономический эффект от применения технологии «ХАДО»? На этот вопрос читателей мы попытались ответить, наведя справки о предприятиях, сотрудничающих с Центром ревитализации. Практически все отмечают значительную экономию горюче-смазочных материалов. Но наибольшую выгоду – фактически миллионы из «воздуха»! – получает троллейбусное управление города Ставрополя, прошлым летом заключившее с Центром договор на обработку задних мостов, компрессоров и рулевого управления 23-х новых троллейбусов. Подчеркиваю - новых. Потому что, как выяснилось, более чем у половины из них оказался заводской брак: задние мосты «выли» и должны были скоро выйти из строя. После защитной обработки по технологии «ХАДО» троллейбусы не только «выздоровели», но и, как подсчитали специалисты, сэкономили предприятию на электроэнергии в первом квартале этого года почти полтора миллиона рублей. После такой наглядной агитации троллейбусное управление решило обработать и оставшийся транспорт. На очереди первые 25 троллейбусов – «старая гвардия» парка.
Другой интересный проект сейчас осуществляется на грачевском заводе «Гидроагрегат», выпускающем шестеренные насосы, использующиеся в различной технике, в т. ч. сельхозназначения. Это предприятие столкнулось с вполне рыночной проблемой – конкуренцией с украинским предприятием, изготавливающим аналогичную продукцию. Правда, украинские гидронасосы несколько дешевле. На помощь был призван Центр ревитализации, который сейчас испытывает технологию по обработке ремонтно-восстановительным раствором грачевских насосов. Предполагается, что их ресурс будет увеличен в два раза, что позволит вытеснить украинцев с нашего рынка.
Технологией «ХАДО» также заинтересовались на известном георгиевском заводе «Специнструмент», где сейчас начат процесс обработки станков.
Если же говорить о сельхозпредприятиях края, то наиболее удачно складывается сотрудничество с колхозом им. Ворошилова Труновского района. Там сотрудники Центра ревитализации провели диагностику техники на уникальном оборудовании, позволяющем без вскрытия определить механические повреждения агрегатов (кстати, обучили этому и специалистов колхоза). После этого был проведен восстановительный ремонт нескольких тракторов и автомобилей, в т.ч. и двух КамАЗов, эксплуатационные показатели которых сразу заметно прогрессировали.
И все-таки, к сожалению, технология «ХАДО» пока не нашла широкого применения на Ставрополье, где парк машин и оборудования, как известно, изношен почти на 70%. А ведь какой экономический эффект можно было бы получить!
Зато к нам потянулись «паломники» из Краснодара и Ростова, которые с превеликим удовольствием проходят курс обучения в Ставропольском краевом Центре ревитализации. Как бы потом не кусать локти…