00:00, 30 апреля 2003 года

РАЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Мы привыкли при слове «турист» представлять себе человека с огромным рюкзаком, в ботинках на толстой подошве, который карабкается по горным тропам, вечера коротает у костра, а ночи проводит в палатке. Естественно, что таких фигур мы не увидим на Кавказе, как и в любом другом районе страны, до самого начала ХХ столетия. И все же туристы появились здесь задолго до наступления не только этого, но и предыдущего столетия. Ведь «турист», согласно словарю, это «лицо, временно переменившее место жительства с познавательной, спортивной, лечебно- оздоровительной и другой целью». А такие «лица» встречались на курортах Кавминвод очень часто с той самой поры, как слава о целебных источниках распространилась среди россиян.

Обратимся к свидетельству людей, бывавших здесь в то далекое время. Доктор Ф.П. Гааз («Мое путешествие на Александровские воды» 1811 г.): «Я дважды поднимался на Бештау». Генерал Н.Н.Раевский (Письмо к дочери.1820 г.): «При всяком хорошем дне положено ехать на верх шпица Бештового, с которого на сто верст открывается вид во все стороны». А.С.Пушкин (Письмо к брату.1820 г.): «Жалею, мой друг, что ты…не всходил со мной на острый верх пятихолмого Бешту, Машука, Железной горы, Каменной, Змеиной».

Е.Ган (Повесть «Медальон» 1839 г.): «Пятигорск еще спал, когда небольшое общество отправилось частью на лошадях, частью на дрожках к вершине Машука». И наконец, М.Ю.Лермонтов (Роман «Герой нашего времени»1840 г.): «…в это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада…». «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу». «Верстах в трех от Кисловодска есть гора Кольцо. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко».

Все это чистой воды туризм - пешеходный, верховой, экипажный, - связанный с определенными физическими нагрузками, обогащающий ярким впечатлениями, создающий определенную общность путешествующих, способствующий отдыху. Таким образом, все признаки современного туризма имели место в путешествиях пушкинских и лермонтовских времен. Уже тогда определились маршруты и объекты осмотра, появились и зачатки туристского сервиса. Вспомним тропу на вершину Машука, проложить которую поручил братьям Бернардацци генерал Емануель в 1829 году. Вспомним ресторанчик Рошке в колонии Каррас, где участники верховых прогулок могли отдохнуть и пообедать.

Имелись и проводники-гиды, роль которых иногда выполняли местные кабардинцы, а чаще всего казаки- неся сторожевую и патрульную службу вокруг курортов Кавминвод, они достаточно хорошо изучили здешнюю местность. Даже подобие путеводителей выпускалось время от времени. Но, конечно, все эти составляющие туристской индустрии находились тогда, да и несколько десятилетий спустя, в зачаточном состоянии.

Положение начало меняться во второй половине ХiХ столетия. Благодаря прокладке железнодорожной магистрали Ростов-Владикавказ в южных районах страны начало бывать гораздо больше людей, а главное иным стало отношение россиян к горам и горным путешествиям. Из занятия сравнительно небольшой группы состоятельных людей они сделались достаточно массовым увлечением. На Кавказские Минеральные воды едут уже не только больные, но и здоровые - специально для того, чтобы увидеть живописные ландшафты, познакомиться с достопримечательностями и памятниками истории. Понемногу расширяется география путешествий. Приезжие путешественники уже не довольствуются окрестностями курортных городов. Они хотят побывать в горах Большого Кавказа - пройти по берегам бурных рек и по разнотравью альпийских лугов, увидеть водопады и ледники, они стремятся к высокогорным перевалам и сверкающим вечными снегами вершинам. И таких людей становится все больше.

Путешественникам требуется добротное снаряжение, карты и путеводители, проводники и гиды, хорошие дороги и тропы в труднодоступные места, помещения для ночлега и укрытия от непогоды. Поначалу забота обо всем этом носит случайный характер. И комфортабельными стараются сделать лишь ближние путешествия. Так, в Пятигорске к концу 80-х годов приводят в порядок тропу, проложенную Бернардацци- ставят на ней скамейки, оборудуют площадки для отдыха, устраивают на полпути и на вершине ресторанчики. Прокладывается и экипажная дорога на вершину Машука. По ней бегают легкие экипажи, запряженные осликами- нанять их можно в специальном Депо кабриолетов, открытом в Елизаветинской галерее. Но этот вид транспорта не прижился - распространение получили извозчичьи пролетки с лошадьми. За определенную плату они могли доставить отдыхающих в любое желаемое место. При этом извозчики зачастую вынуждены были играть роль гидов: показывая своим пассажирам достопримечательности, встречающиеся по дороге, они, как могли, давали пояснения.

Заботу о более далеких путешествиях, в первую очередь по горам, начинают брать на себя горные общества и альпийские клубы, которые стали появляться в России на рубеже Х1Х и ХХ веков. Одна из таких организаций родилась на Кавказских Минеральных Водах.

Летом 1899 года в Пятигорске собрались любители горных путешествий и кавказской природы, чтобы выработать устав создаваемой ими организации - Кавказского горного общества. В конце 1901 года устав был высочайше утвержден, и с апреля 1902 года Общество начало действовать. Избрав своим девизом «Служа Кавказу, служить России», его члены основной своей задачей считали всемерное развитие туризма на Кавказе, приобщение соотечественников к путешествиям по его горам и предгорьям, познание этого удивительного края как частицы Родины. И это им удалось - стараниями энтузиастов КГО Кавказские Минеральные Воды начали превращаться в туристскую Мекку россиян. Уже через год - другой сотни, а потом и тысячи людей ехали сюда, зная, что найдут помощь и содействие в знакомстве с достопримечательностями курортов и в организации дальних путешествий.

Экскурсия на вершину Машука была одной из самых популярных. Общество поставило наверху легкий барак-гостиницу, где экскурсанты могли провести ночь, а потом полюбоваться восходом солнца и видом снеговых гор, особенно впечатляющим в утреннем свете.

В начале ХХ века стала действовать первая в России коммерческая фирма, занимавшаяся организацией разного рода поездок по стране-Бюро экскурсий Г.Г.Москвича. Начав свою деятельность в 1888 году с выпуска путеводителей по достопримечательным и живописным местам России, этот предприимчивый человек со временем увидел, как велика тяга россиян к путешествиям и постарался удовлетворить ее. Основным объектом его внимания стал, наряду с Поволжьем и столичными городами, Северный Кавказ - не случайно же, открывая в 1912 году свое Главное бюро экскурсий он разместил его в Кисловодске. Отсюда ежедневно отправлялись экскурсии не только «по всем интересным местам Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска и Железноводска», но и по Военно-Грузинской дороге, на Черноморское побережье а также периодические экскурсии в Нальчик, на Голубые озера, к Цейскому леднику, к Мамисонскому и Клухорскому перевалам. Своим клиентам Москвич гарантировал низкие цены и комфортабельные условия путешествия - пульмановские спальные вагоны, экипажи на резиновом ходу, начинавшие входить в обиход путешественников автомобили, лучшие каюты на пароходах, лучшие гостиницы и рестораны в городах.

Не удивительно, что в первый же сезон фирма Москвича обслужила более двух тысяч экскурсантов, а в следующий- около трех тысяч. Увы, грянувшая мировая, а за ней гражданская войны прервали плодотворную деятельность этой нужной организации, как и горных обществ. В 20-е годы экскурсионную и туристскую деятельность пришлось начинать с нуля, причем, случилось так, что организационный центр ее переместился в Кисловодск. В 1920 году здесь при городском отделе народного образования был создан экскурсионный отдел, выступивший основным организатором путешествий. Позже здесь появились частные экскурсионные бюро, возобновил на некоторое время свою деятельность кисловодский филиал Кавказского горного общества, открывший свое экскурсионно-справочное бюро. В 1927 году все туристско-экскурсионная работа была сосредоточена в акционерном обществе «Советский турист», а с начала 30-х годов- в Обществе пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

В 1929 году в Кисловодске было создано экскурсионное бюро - базовое на Кавминводах, в Пятигорске - его филиал, в Ессентуках и Железноводске- экскурсионные агентства. Они обслуживали, главным образом, отдыхающих на курортах, предоставляя им возможность познакомиться с достопримечательностями Кавминвод и наиболее живописными местами горного Кавказа. Что же касается местных жителей, а так же дальних многодневных путешествий по горам, то тут пальма первенства по-прежнему принадлежала Пятигорску. Кавказское горное общество просуществовало здесь до конца 20-х годов, но его традиции продолжали жить и позднее, многое начатое им нашло дальнейшее развитие в последующие годы.

В довоенный период Пятигорск оставался одним из основных центров туризма на Северном Кавказе. Отсюда отправлялось большинство туристских и альпинистских экспедиций и групп в походы по горным перевалам и к вершинам. В послевоенные годы на Северном Кавказе стали развиваться и другие туристско-экскурсионные центры, но Пятигорск продолжал держать прежнюю марку. Экскурсионное бюро, позднее преобразованное в Бюро путешествий и экскурсий, оставалось крупнейшим в регионе. У подножия Машука действовало несколько туристских баз - «Машук», «Приозерная», Министерства обороны, детско-юношеская. По количеству прибывающих туристов с ними могла сравниться лишь турбаза «Велинград» в Кисловодске.

Захлестнувший страну в 60-х годах «туристский бум» нашел в на Кавминводах благодатную почву. Здесь у людей старшего поколения еще жила привитая походами и экскурсиями КГО любовь к путешествиям. Ветераны-путешественники служили хорошим примером для молодежи, которая приходила в туристские и альпинистcкие секции, клубы, команды - они появились на многих предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Возглавляли их работу городские туристские клубы. Походы выходного дня, слеты и соревнования собирали сотни участников. Многие из них, получив таким образом первоначальную подготовку, отправлялись в дальние маршруты по труднодоступным районам страны, оттачивали спортивное мастерство в восхождении на сложнейшие вершины Кавказа, Памира, Тяньшаня.

Увы, последнее десятилетие ХХ века было отмечено обратным процессом. «Парад суверенитетов», нестабильная обстановка в некоторых районах Кавказа, экономические сложности перехода к рынку - все это значительно поубавило желающих шагать горными тропами, сидеть у походных костров, подниматься в заоблачные выси. Только заграничные поездки стали интересовать - и не очень богатых «челноков», и очень богатых «новых русских». И только на них начали ориентироваться многочисленные туристские фирмы, расплодившиеся в то время. Старые же, проверенные временем структуры вынуждены были сворачивать свою деятельность, сокращать штаты.

Но остался Кавказ с его дивной природой, богатой историей, самобытностью национальных культур. И Кавказские Минеральные Воды продолжали быть уголком стабильности и благополучия, где красота ландшафтов и щедрость подземных кладовых дополняются высокoразвитой курортной индустрией, где богатое и славное прошлое готово служить блистательному будущему. А потому появилась и начала реализовываться возможность возродить и туризм во всех его видах - деловой, оздоровительный, экскурсионный, спортивный - с использованием самых современных средств передвижения.

* * *

Сегодня организацией различного рода поездок занимаются бюро путешествий и экскурсий, которые имеются в каждом курортном городе, а также ряд частных экскурсионных и туристских фирм. Но теперь в их проспектах стало куда меньше предложений отправиться в заграничное путешествие. Зато каждая фирма предлагает экскурсии по Кавминводам и горному Кавказу. И от желающих поехать на эти экскурсии нет отбоя. А значит, былая слава «туристской Мекки» возвращается к Кавминводам.

Вадим ХАЧИКОВ