00:00, 29 апреля 2003 года

Он верил в Русь Святую

Многим известно полотно выдающегося русского художника ХХ века Павла Корина «Русь уходящая». Написанное в двадцатые годы, оно запечатлело прекрасные, одухотворенные лица, скорее,уже лики Святой Руси, которая, как казалось многим, уходит безвозвратно.

Лик митрополита Гедеона не показался бы чужим на этой картине. Рожденный в «год великого перелома», лишенный отца, потерявший сестер и братьев, взраставший в нищете и тяжелом труде, будущий Святитель Кавказа не озлобился и не ожесточился именно потому, что с детства был напитан идеалами Святой Руси – любовью к ближним, милосердием, состраданием, терпением.

Немало людей воспринимают эти христианские добродетели едва ли не как признак слабости. Но именно они делают верующего человека сильным, помогают преодолеть житейские скорби и лишения. Немало этих скорбей в жизни выпало митрополиту Гедеону, но, как бы ни было ему тяжело, Владыка всегда сохранял в своей душе негасимую лампаду Святой Руси, сохранял и приумножал память об этой святости у тысяч и тысяч людей.

Всю свою жизнь он положил на то, чтобы не ушла Святая Русь, не стала лишь достоянием архивов. Он верил и надеялся, молился и трудился ради того, чтобы Россия возродилась, воспряла, чтобы Кавказ был не «горячей точкой», а общим добротным домом для всех, здесь живущих.

Усопшим не нужна наша похвала. Но память о митрополите Ставропольском и Владикавказском Гедеоне нужна нам и сегодня, в сороковой день его кончины, нужна и в дальнейшем. Вспоминая митрополита Гедеона, мы будем видеть, так ли живем, то ли делаем.

Последние тринадцать лет пастырского служения Владыки прошли на родном Кавказе и выпали на трудный, но прекрасный период духовного возрождения народа и духовного строительства государства российского. Десятки новых храмов в городах, селах и станицах останутся памятниками Владыке, так много сил отдавшему этому великому созиданию. В этих храмах всегда будут люди с благодарностью и любовью чтить светлый образ своего Пастыря.