Депутаты готовы солгать. Во спасение
В российском выборном законодательстве произошел ряд существенных изменений, которые диктуют необходимость привести в соответствие с установленными правовыми нормами краевые законы.
Касается это прежде всего задуманного на федеральном уровне усиления роли партий в политическом процессе. Каким образом соблюсти закон с наименьшими разногласиями внутри краевого политического истеблишмента, и обсуждали собравшиеся.
Согласно нововведениям краевой законодательный орган теперь должен формироваться не только из депутатов, избранных в одномандатных избирательных округах, но и из представителей политических партий. Это требование закона повлечет за собой внесение изменений в ряд основополагающих краевых законов, в том числе и в основной – Устав края. Народным избранникам определен четкий срок - до 14 июля с. г.
С формулой «закон един для всех, и его нужно соблюдать» все же пытаются спорить. На депутатских слушаниях говорилось, что ряд субъектов РФ прямо заявляет, что не уложится в установленные временные рамки, да и предложенные федеральным центром нововведения одобряют далеко не все региональные законодательные органы. С такой позицией солидарна и часть ставропольских народных избранников. С трибуны краевой Думы открыто звучали слова, что есть резон подождать выборных прецедентов на российском уровне, проанализировать опыт других субъектов, а потом уже приниматься за перекройку собственных законов. Сторонников такой позиции не смущает определенный Москвой жесткий срок внесения изменений. Они считают целесообразным пойти на «ложь во спасение», «придумав» для федерального центра формальную причину, почему Ставрополье не уложилось в отведенные временные рамки.
Целесообразность будущей партийной составляющей в региональных парламентах многих даже приводит в некое недоумение. Так, председатель научно-экспертного аналитического совета при ГДСК И. Мухачев заявил, что согласно социологическим данным более 61 процента опрошенных считают правильным избирать в местные законодательные органы только «одномандатников». По его мнению, «партийцы» могут крайне политизировать законотворческую работу, и, как следствие, из этого ничего хорошего не выйдет.
Сколько будет депутатов в будущей краевой Думе? Этот вопрос стал главным. Нынешний высший законодательный орган края состоит из 25 народных избранников. Одни, исходя из юридически закрепленного «не менее половины…», говорят о том, что общее число депутатов измениться не должно: 13 из них будут «партийными», оставшиеся 12 – одномандатными. Другие, ссылаясь на то, что лишь в нескольких субъектах РФ региональные парламенты имеют такое незначительное количество членов, как на Ставрополье теперь, заявляют о необходимости увеличения числа депутатов. Наиболее часто говорят о 50 законотворцах, половина из которых будет иметь в кармане партбилет. Последняя позиция близка большинству руководителей региональных отделений партий.
Вопрос о количестве депутатов неизбежно затрагивает и «нарезку» избирательных округов, в пересмотре которых многие видят серьезную проблему. Секретарь краевой избирательной комиссии А. Фирсов, комментируя ситуацию, отметил, что в Думу уже представлены семь вариантов новой «нарезки», наименьший из которых предполагает нынешнее число народных избранников, а наибольший – сотню.
Но если чисто «технически» нарезать новые округа на Ставрополье довольно просто, из этого вырисовывается другая проблема. Многие депутаты в кулуарах говорят о том, что не пойдут на новую нарезку, иначе их работа, проделанная в нынешнем округе, «пойдет прахом».
Несмотря на то, что до следующих выборов в ГДСК остается еще около трех лет, вопрос о том, какой быть будущей краевой Думе, уже сегодня представляется приоритетным. И если обозначить предлагаемые варианты можно уже сегодня, то предстоящий ход развития событий предсказать довольно сложно. Слишком велико число заинтересованных сторон. Впрочем, если не брать во внимание нынешний бурный паркетный переговорный процесс, последнее слово остается все же за народными избранниками.