Под звуки молитв и «семь-сорок»…
Hазывается еврейская национальная Пасха – Песах. Длится она неделю. Дата праздника, как и у христиан, каждый год варьируется - ее определяют по европейскому лунно-солнечному календарю. В этом году Песах отмечали 16 апреля.
Сегодня далеко не все еврейские семьи соблюдают строгий обряд проведения Песаха. Многие традиции утеряны в процессе ассимилирования с культурой других народов. Возрождать их пытаются национальные общины. В Ставрополе - городская организация «Шалом».
- Наши писания гласят: «Все мотивы еврейской судьбы сплелись в этом празднике: изгнание, вера, страдания, чудеса, избавления, странствия по пустыне и дарование Торы на горе Синай», - рассказал мне председатель «Шалома» Е. Файнер.
Праздничными считаются первый и последний дни пасхальной недели. Остальные – полупраздничные, когда по необходимости даже можно работать. К пасхальной неделе тщательно готовятся. В синагогах читают молитвы. Убираются в домах, на подворьях. Евреи покупают новую одежду и посуду для праздничного застолья. Обязательно выносится из жилища или прячется «хамец» - продукты, содержащие злаки: хлеб, крупы, пиво, водка, некоторые виды консервов и колбас. Есть их в Песах запрещено. Нельзя пользоваться лекарствами и косметикой, которые изготовлены из злаков. Вместо хлеба едят мацу. Это лепешка из незаквасившегося теста. Евреи ее называют «хлебом бедности».
В первую пасхальную ночь справляется «седер» – праздничная трапеза. Ставропольские евреи проводили его во Дворце профсоюзов краевого центра. Довелось побывать на празднестве и мне. Впечатления незабываемые. Это как будто с головой окунаешься в чужую культуру, «примеряешь» национальные обряды на себя и понимаешь, какие все-таки мы разные.
На седер были приглашены не только ставропольцы, но и друзья организации: представители греческой общины, гости из Ростова-на-Дону и Израиля. На случай визита гостей непрошеных, в дверях дежурила охрана. Впрочем, ее услуги не понадобились, все прошло мирно и весело.
Порядок проведения седера расписан по минутам, где значение имеет малейшая деталь. Обряд символизирует события, связанные с исходом евреев из Египта. Он очень сложен, поэтому вести его главе общины помогали юные воспитанницы и гость из ростовской еврейской организации. Действо даже в сокращенном варианте заняло несколько часов. Национальный колорит придавал иврит. На нем звучали молитвы. Кстати, как оказалось, этот язык знаком лишь единицам из числа присутствовавших.
Поразила сервировка стола. Меню - довольно скромное. На праздничном столе лежит «бейца» - вареное яйцо - как символ вечности жизненного цикла, а также характера еврейского народа – чем дольше варишь, тем крепче становится. (Кстати, в отличие от христиан евреи яйца не красят). Ставят на стол «марор» - горькие травы (символ горечи рабства). Готовят «харосет» - очень вкусное блюдо, состоящее из перемолотых яблок, груш и орехов, смоченных красным вином. Также на стол ставят «карпас» - лук, вареную картофелину или листья сельдерея (во время седера эти продукты макают в соленую воду), «хазерет» - хрен и три куска мацы. Каждый из этих продуктов съедается в определенный момент между чтением ведущим «пасхальной агады» - рассказа о странствиях народа. Все участники седера должны выпить четыре бокала красного вина или виноградного сока.
*******
Закончился праздник намного веселее. Скромность застолья сменило изобилие блюд от мастеров современной еврейской кухни, а вместо молитв зазвучали популярные «семь-сорок».