00:00, 18 апреля 2003 года

Вход без выхода, или Миф о быстром богатстве

(И. Ильф, Е. Петров, «Золотой теленок»).

Возможно, что среди четырехсот относительно честных способов отъема денег, известных Остапу Бендеру, был и этот. Принцип блюдечка с голубой каемочкой раскрывается во всей своей красе: люди сами несут свою денежку чужому дяде, отдают, подписывая бумаги о… добровольном пожертвовании, и уходят. Их переполняет радость, греют обещания близкого богатства… Разве можно в столь счастливые минуты думать о таких прозаических вещах, как расписка, гарантия возвращения «кровных»?

Вечером деньги, утром …

Нет, не стулья. Товар как таковой в системе финансовой взаимопомощи ООО «Компания Парадиз» отсутствует. Зато здесь много, очень много людей. «Райской» системой (paradiz в переводе с английского означает «рай»), возникшей, не знаю когда, а зарегистрированной в апреле 2000 года в Ростове-на-Дону, к сегодняшнему дню охвачена практически вся страна, в том числе и наш край. У правоохранительных органов периодически возникают к ней претензии, в отдельных регионах возбуждаются уголовные дела. Для примера приведу отрывок из журналистского расследования Ирины Дашковой «Вьется нить Ариадны» (газета «Время Калмыкии» от 23 ноября 2001 г.): «…в Следственном управлении РК (Республика Калмыкия. – А. Б.) находится в производстве уголовное дело, возбужденное в отношении недобросовестных участников системы финансовой взаимопомощи ООО «Компания Парадиз», которые, используя принципы функционирования вышеназванной системы в корыстных целях, обманным путем завладевали средствами граждан». Не знаю, чем все закончилось для калмыков и закончилось ли вообще, но сама система (вместе с головной компанией) продолжает цвести.

Именно в 2001 году, когда в Калмыкии полным ходом шло расследование, «Парадиз» в облике некоего Элит-клуба появился в Ставрополе, предлагая горожанам «объединиться и решать социальные проблемы собственными силами». Горожане, конечно, интересовались тем, что представляет собой система финансовой взаимопомощи. И получали ответ, что она основана на активной благотворительности, что она абсолютно легальна и законна. Что, как следует из рекламы, «с одной стороны, она является прогрессивным продолжением популярных в советское время касс взаимопомощи, а с другой стороны – финансовых технологий, пользующихся большим успехом за рубежом». Звучит заманчиво. Однако, на мой взгляд, это финансовая пирамида. И попытаюсь это доказать. Поскольку в нашем законодательстве до сих пор нет ни определения, ни признаков столь распространенных у нас «египетских сооружений», воспользуюсь книгой Д. Новосельцева «Сетевой маркетинг Unicity Eurasia», точнее – первой ее главой, в которой автор перечисляет их характерные признаки.

Итак, господа, на картине с изображением пирамиды обратите внимание на такой штрих - «нет реального товара или услуги, которые можно продать на открытом рынке и вернуть вложенные деньги» (цитата из книги). Иными словами, раз в «Парадизе» не применяется стандартная рыночная схема «товар-деньги-товар», значит, можно предположить, что к сетевому маркетингу (фраза, частенько вылетающая из уст парадизовцев) компания имеет весьма слабое отношение…

А и Б сидели на трубе

Следующий штрих на полотне говорит о том, что «все финансовые пирамиды… выманивают деньги у людей, ставя обязательным условием для вступления внесение заметного финансового взноса».

«Вход» в систему «Парадиза» стоит 160 долларов в рублевом эквиваленте, плюс еще 40 «баксов» берутся, так скажем, на орграсходы (аренду залов, содержание офиса, проведение вечеров отдыха и т. д.). Итого получается 200 «зеленых», или – в эквиваленте, подсчитанном в Элит-клубе, – 6400 рублей. Сумма для большинства ставропольцев немаленькая, но вполне реальная: ее при желании можно изыскать (достать из тумбочки, снять со счета, занять) за один-два дня. Время – не последний фактор успеха. По рассказам людей, клюнувших на приманку и сразу же пожалевших об этом поступке, свои деньги они отдали в «Парадиз» в тот же (или на следующий)день своего знакомства с системой – на скором решении финансового вопроса настаивали организаторы. К чему спешка? Как к чему? Чтобы у человека не было времени передумать.

Давайте теперь разберемся, куда эти 160 «зеленых» идут. Самый крупный кусок в 90 долларов отправляется так называемому постоянному участнику, т. е. тому, кто стоит на ступеньку выше того, кто нашел новичка. Сам «сыскной» получает 30 баксов, а оставшиеся 40 поровну делят между собой посредники – ООО «Компания Парадиз» и «Фонд социально-экономических технологий». При том, что выполняют они, на мой взгляд, почти идентичные функции (маркетинговые услуги) и, более того, руководят ими одни и те же лица – во всяком случае, фамилии учредителей одинаковые.

И еще давайте вот о чем поразмышляем: не лукавят ли «главные» парадизовцы, декларируя на словах и даже на бумаге «отсутствие финансового риска»? Вероятно, для кого-то он и отсутствует, но, уверена, далеко не для всех. Смотрите: классическая касса взаимопомощи устроена примерно так - три человека – А, Б и С – в течение пяти месяцев скидывались по 20 копеек каждый, к апрелю накопилась «трешка», которую они поделили, и в результате каждый получил сразу по рублю. В системе «Парадиза» такое невозможно, поскольку, напомню, четвертую часть надо отдать на «корм» посредникам или, если угодно, фирмам за маркетинг.

У них, правда, логика немножко иная. «Деньги делаются только за счет взносов вновь привлеченных людей» - это и признак пирамиды, черным по белому прописанный в уже называвшейся книге, и принцип кассы взаимопомощи а-ля «Парадиз». Приводишь новичков – получаешь «бабки», не приводишь – виноват сам, значит, не умеешь или не хочешь работать. Как образно выразилась Наталья Товканева, представившаяся мне региональным представителем «Парадиза» в Ставрополе, «система разрастается в разные стороны, как солнышко». Сравнение хромает, впрочем, как и всякое другое.

На первом этапе вроде просто: уговариваешь трех человек на вступление – окупаешь свои вложения. Дальше – сложнее, но все равно ясно, что богатеть начнешь не по дням, а по часам. По каким – не уточняется.

Дареное - не бумеранг…

«В финансовых пирамидах «верхний» зарабатывает больше «нижнего» и за счет «нижнего». Короче говоря, деньги последующих – призовой фонд первых. Еще короче: люди – деньги. Как в «Парадизе».

Продолжаем рассматривать картину. «Если мысленно на мгновенье остановить работу финансовой пирамиды, то обнаружится много людей, которые отдали деньги, а взамен, кроме бумажек, ничего не получили и при крушении пирамиды они становятся жертвами». Речь идет о пострадавших. Есть ли они у ставропольской «дочурки» «Парадиза»? Есть. Как есть и уголовное дело, возбужденное следственной частью главного следственного управления при ГУВД СК, по нему проходит больше 1600 человек, многие из которых уже признаны потерпевшими. В ходе расследования установлено, что действиями представителей «Компании Парадиз» в Ставрополе (есть подозрение на мошенничество) конкретным людям причинен материальный ущерб, каждому на сумму 200 долларов в рублевом эквиваленте – 6400 рублей. (О результатах расследования говорить пока рано – они станут известны месяца через три).

Итак, «где деньги, Зин?».

- Тому, кто решил выйти из системы, - говорит Н. Товканева, - мы не могли отдать деньги обратно, поскольку они были уже проплачены по позициям, указанным в сертификате, т. е. перечислены на конкретные банковские счета. А кроме того, каждому человеку объяснялось, что он эти деньги дарит…

Дареное - не бумеранг, не возвращается. А люди, вступая в систему, подписывали бумаги, что они-де жертвуют тому, тому, тому, а вот этому платят «за оказание маркетинговых услуг». Выходит, знал народ, на что идет? Или не догадывался, что, по сути, подписывает своим деньгам приговор? Трудно сказать. Например, у М. Кононовой, потерпевшей, такое ощущение, что не обошлось без психологического давления. По ее словам, презентация (представление организации, где и происходит вербовка новичков) длилась шесть часов, было много людей, музыка, хлопали. «Я пришла туда ради любопытства, с твердым настроем не вступать, а в итоге взяла и согласилась». В Элит-клубе настаивают, что на презентацию отводится не больше двух часов, однако, как бы там ни было, расчет на толпу, если он был, то был верным – доказано, что убедить ее всегда легче, чем одного человека.

Интересная деталь: деньги, согласно парадизовским документам, участник должен жертвовать «путем перечисления на банковские счета», хотя на самом деле отдает наличные в руки наставников, как тут величают активных лидеров системы. Куда они затем их девают, не скажет, наверное, никто, кроме них самих. А они, естественно, говорят, что аккуратно относят их в банк и кладут на те самые, то бишь указанные лицевые счета…

Взамен денег вступившему дается сертификат участника системы финансовой взаимопомощи плюс регистрационная форма-соглашение. Бумажки есть бумажки. Например, Элит-клуб (т. е. ставропольский филиал «Парадиза», как утверждает Н. Товканева) в них совсем не упоминается.

Мой адрес - не дом и не улица

Элит-клуб интересен и тем, что больше года «жил» в Ставрополе без регистрации. С начала лета 2001-го до сентября 2002-го. То есть люди, имея дело с большими и не своими деньгами (6400 умножить на 1600 «досентябрьских» участников - получится 10 млн. 240 тыс. рублей!), не посчитали нужным заявить о себе властям. Почему? Догадаться в принципе нетрудно...

Н. Товканева, в частности, сказала, что «до сентября 2002 года мы работали просто как объединение участников системы, мы объединились, чтобы помогать друг другу, чтобы вместе праздновать праздники, как с соседями, с родственниками»… Правда, она добавила, что потом (когда нагрянули органы) «мы поняли свою ошибку» и 10 сентября зарегистрировали автономную некоммерческую организацию «Элит-клуб». В качестве учредителей в уставе фигурируют три физических лица – Н. Товканева, Г. Костомаха и С. Гузенко. Судя по всему, они и есть активные лидеры.

Что до других документов, то есть еще свидетельства о регистрации «Парадиза» и упомянутого «Фонда социально-экономических технологий» в Ростове-на-Дону. Лицензия же, как написано в заключении ростовской юридической консультации «ЮКСО», не требуется. Действительно, как в законе предусмотришь лицензирование такого вида деятельности, как получение денег из воздуха?

Вывод же такой: если вы вдруг по какой-то причине решили доверить деньги какой-то организации, присмотритесь к ней лучше издалека. На мой взгляд, самый лучший способ понять ее суть – внимательно прочитать методическое пособие для ее участников. В парадизовском, например, есть крайне любопытные моменты. Тут все люди делятся на «токсичных» (надо полагать, недоверчивых) и «кормильцев» – понятно, что общаться надо с последними. На вопрос «Это пирамида?» нужно отвечать тем, кого вербуешь: «Нет, это не пирамида!». Именно здесь в качестве основной цели я наконец-то нашла не «общение с милыми собеседниками», а «приглашение кандидата для регистрации». Есть здесь и вовсе гениальная фраза: «Задав вопрос, направленный на завершение беседы, замолкните. Проигрывает тот, кто заговорит первым» (выделено мною. – А. Б.). Отдельная глава посвящена работе с возражениями, где есть такая цифра: «Около 20% нашего населения не будут участвовать в системе финансовой взаимопомощи ни при каких условиях… это глухая стена».

Жаль, что только двадцать процентов…

P.S. По нашей информации, в Ставрополе работают несколько фирм, выманивающих под сомнительные обязательства деньги у доверчивых горожан.