Куда ушли налоги, в какие города,
- Георгий Васильевич, наши читатели, видимо, имея в виду экономический спад последних реформаторских лет, часто интересуются, какие предприятия (или отрасли) и какие виды налогов делают сейчас «погоду» в наполнении бюджетов всех уровней. Проясните для них эту «загадку»…
- Основную долю поступлений налогов и сборов в федеральный и краевой бюджеты в прошлом году обеспечили в нашем крае ООО «Кавказтрансгаз» и «Ставропольрегионгаз», ОАО НК «Роснефть – Ставропольнефтегаз», «Ставропольская ГРЭС», «Ставропольэнерго», «Электросвязь». Их платежи составляют 40 процентов от общих поступлений в федеральный бюджет. Лидирующее положение занимают платежи от предприятий химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, транспорта, торговли и общественного питания.
А если говорить о видах налогов, то большая часть доходов федерального бюджета в крае обеспечена налогами на добавленную стоимость (65 процентов от общей суммы), на прибыль предприятий и организаций (12 процентов) и платежами за пользование природными ресурсами (9,5 процента). Основная же часть доходов краевого бюджета была сформирована за счет налогов на прибыль предприятий и организаций и на доходы физических лиц, на имущество, платежей за пользование природными ресурсами. Кстати, доля налога на вмененный доход составила 5,8 процента.
- Вы сейчас назвали крупнейших плательщиков налогов. Но в этом году на этом «поле», кажется, произойдут изменения. Идет реорганизация энергетической отрасли, в результате которой уже пострадал бюджет Железноводска, прогнозируется налоговый спад от «Электросвязи», так как в крае остался только ее филиал, край и Невинномысск уже потеряли крупную сумму от деятельности «Азота», на котором новые хозяева, скажем так, нашли пути минимизировать налоговое бремя…Мы часто слышим, что налоги уходят в Москву, Краснодар и другие регионы. В таких условиях как вам теперь придется выполнять задания, что будет с бюджетами – дефицит вместо профицита?
- Да, этими процессами обеспокоены органы власти края, естественно, и мы, налоговики, и, как вижу по вашему вопросу, общественность. Вот это последнее меня особенно радует: ведь подумайте, всего каких-нибудь десяток лет назад кого из граждан волновал бюджет, из чего складываются его доходы и куда уходят налоги? Теперь же все понимают, что состояние бюджетов жизненно важно для каждого. Но это к слову. А если говорить по существу, то, естественно, при этих условиях будет труднее работать и нам, и особенно исполнительной и законодательной властям края, которые поневоле должны изыскивать пути, чтобы восполнить ускользающие источники доходов.
- Держать и не пущать? Но это у нас не получается. Взять хотя бы пример с «Электросвязью». Мы с вами были свидетелями того, как возражали против ее превращения в филиал Южной телекоммуникационной компании депутаты Госдумы, правительство края. В других случаях то же самое происходит. Поневоле сделаешь вывод, что тягаться с крупными корпорациями, финансово-промышленными группами властям не под силу. А вам с новыми собственниками, если откровенно, каково приходится?
- Да так же тяжело, как и власти. В полную меру собирать налоги мешает прежде всего несовершенство законодательства: любая брешь в законе позволяет минимизировать налогообложение. В этом как раз особо за-интересованы новые собственники, которые обладают большими финансовыми возможностями и чей бизнес зарегистрирован вне территории края. Именно они внедряют такие схемы производства, которые ощутимо снижают налогооблагаемую базу. Распространенными методами являются расчеты через третьих лиц, увеличение экспортных поставок, не облагающихся налогом на добавленную стоимость, да, кроме того, производится возмещение налога из бюджета по сырью и материалам, использующимся при производстве экспортируемой продукции. Широко применяется также и метод работы на давальческом сырье, всем известный как толлинг.
- Получается, теряем налоги и будем терять. Или можно с этим бороться?
- Неправильно считать, что власть совсем уж утратила рычаги влияния в этой сфере. Думаю, как теперь принято говорить, при наличии политической воли такое влияние возможно: все-таки эти предприятия расположены на территории края, пользуются его природными и трудовыми ресурсами и потому не могут не считаться с интересами Ставрополья. Есть и у налоговиков свои контрмеры к ухищрениям специалистов таких предприятий. Однако повторюсь: корень зла – в федеральном законодательстве. Депутатам ГДРФ рано или поздно придется задуматься над тем, как закрыть те «дыры», через которые налоги минуют казну государства.
Ну а пока не стоит сидеть сложа руки и на местах: надо увеличивать налогооблагаемую базу в крае. Основной ресурс – это рост промышленного производства, введение дополнительных мощностей, поступательное развитие малого и среднего бизнеса. И это, как мы знаем, делается: появляются новые производства, растут объемы выпуска продукции и на некоторых старых предприятиях. Правда, не такими темпами, как хотелось бы, и причина этого известна – мал приток инвестиций.
- Георгий Васильевич, есть, извините, и другие «ямы», в которых гниют налоги, деньги, которые бы могли работать на людей. Что сейчас с ними происходит при известной всем реструктуризации задолженности предприятий и хозяйств или их банкротстве?
- Положение действительно сложное. Что касается реструктуризации, то в ней есть положительный момент: кампания, проведенная в крае, позитивно повлияла на финансово-экономическое состояние предприятий и организаций, включившихся в этот процесс. Возможность уплачивать задолженность по частям в течение многих лет позволила им свободно проводить операции по расчетным счетам, сохранить имеющееся имущество, избежать банкротства. Однако в смысле пополнения бюджета, конечно, больших подвижек нет. Но ведь государство сознательно шло на это, чтобы сохранить предприятия и рабочие места.
Нас другое беспокоит: с начала года право на реструктуризацию задолженности, не справившись с условиями, утратили 328 предприятий, и общая сумма восстановленной после этого задолженности составляет 827,2 млн. рублей. Мы сейчас стремимся к тому, чтобы восстановить это право, помочь налогоплательщикам остаться «на плаву», ибо нет никакого резона терять налогооблагаемую базу по причине банкротства предприятий, которое, по существу, вовсе оставляет государство ни с чем. Ведь в ходе внешнего управления, как мы знаем, финансового оздоровления не происходит, напротив, растут долги по обязательным текущим платежам в бюджеты. Вот пример: в ходе внешнего управления в нашем крае обязательства по ним составили 99,5 млн. рублей, а перечислено управляющими в бюджеты только 24,7 млн.
Да и при конкурсном производстве бюджеты по сравнению с другими кредиторами безнадежно проигрывают: не хватает конкурсной массы. В прошлом году, например, по предприятиям, на которых завершилось конкурсное производство, сумма непогашенной задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты составила 345, 6 млн. рублей.
- Мы с вами затронули сегодня больную тему. У вас самого не возникает ощущения, что мы в недалеком будущем останемся в крае с мелким и средним бизнесом, почти банкротами и банкротами официальными?
- Нет, не возникает. Не должно возникнуть такого впечатления и у ваших читателей, которые, как я знаю, внимательно читают и статистические отчеты, ясно показывающие и положительные тенденции в экономике. Так что недобора налогов и сборов не произойдет в любом случае.
Однако мы с вами потому и говорили о негативных тенденциях, что их надо знать и учиться им противостоять. Сделать это можно только одним способом – честно платить налоги как в краевой, так и в федеральный бюджеты. В последний, например, и с такой прагматической точки зрения: чем больше край «отошлет» Федерации, тем больше получит оттуда финансовой помощи в виде трансфертов, субсидий и так далее. Ведь эти суммы для регионов РФ поставлены в зависимость от сбора налогов на их территориях. Вот бы нам еще так поработать, чтобы меньше зависеть от этих сумм, обрести финансовую самодостаточность… А для этого надо всем, кто живет и работает на Ставрополье, решить множество проблем, в том числе и те, которые мы с вами затронули в этой беседе.
В прошлом году сумма мобилизованных в бюджетную систему налоговых платежей и других доходов составила 16,8 млрд. рублей. Из них в федеральный бюджет - 6,9, в краевой – 5,9, в местные бюджеты – 3,9 млрд. рублей. По сравнению с 2001 годом поступления в консолидированный бюджет возросли более чем на 16 процентов, или на 2, 3 млрд. рублей.
Поступления в краевой бюджет за 2002 год превышают поступления 2001 года почти в полтора раза. Доходная часть краевого бюджета исполнена на 111,1 процента. Сверх запланированного в него поступило 876,4 млн. рублей.
В ходе конкурсного производства на предприятиях края управляющие перечислили от реализации конкурсной массы 64, 5 млн. рублей, что составляет 2,4 процента от задолженности предприятий на момент введения конкурсного производства. Недоимка по текущим платежам предприятий, на которых открыто конкурсное производство, исчисленным в результате реализации конкурсной массы, составила 223,4 млн. рублей, или 10,8 процента всей недоимки по состоянию на 01. 01. 2003 г.
По состоянию на 01.01. 2003 г. в условиях реструктуризации работают 1446 предприятий, сумма их реструктуризированной задолженности составляет 5217,9 млн. рублей. Сумма поступлений от реструктуризации задолженности за прошлый год составила 333,8 млн. рублей, это 2 процента от общих поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ.