Николай Истошин: "Работа – это мое хобби"
- Николай Георгиевич, придя в 1999 году к руководству СКЗУ, что вы предприняли для укрепления позиций управления в авангарде российского курортного дела?
- Наши здравницы столкнулись с теми же проблемами, что и все российские курорты, но санатории СКЗУ смогли постепенно перейти к работе в рыночных условиях. К тому моменту, когда я был назначен на должность начальника управления, большинство коллективов СКЗУ уже имело опыт работы на рынке курортно- туристических услуг и все санатории обладали определенной самостоятельностью. Поэтому мне значительно проще было говорить с коллективом о превосходстве рыночных отношений, об их необходимости и неизбежности. Мы вместе с главными врачами посетили ряд выставок, в том числе и международных, по санаторно-курортному и туристическому делу. Там мои коллеги посмотрели, что такое реализация курортного и туристического продукта, что такое маркетинг и современный менеджмент в курортном деле. Мы провели учебу руководителей здравниц и их заместителей, создали маркетинговые службы. Первый отдел маркетинга появился в санатории «Горный воздух», и, глядя на него, другие здравницы управления тоже начали создавать маркетинговые службы и уже цивилизованно подходить не только к созданию курортного продукта, которым является наша путевка, но и к его реализации. Мы научились хорошо лечить, предоставлять приличное сервисное обслуживание, неплохо кормить, но надо еще уметь все это грамотно преподнести...
- Успешное выживание в новых условиях в большей мере связано с тем, что коллектив подобрался талантливый, «поворотливый», или все-таки определяющую роль сыграла федеральная поддержка?
- Надо отдать должное Министерству здравоохранения РФ - оно очень своевременно разрешило нашим здравницам самостоятельную реализацию путевок. Раньше в санатории СКЗУ путевки распространялись централизованно, потом Минздрав разрешил их реализацию - сначала 5% от общего количества, потом - до 40%. Сейчас до 50% путевок разрешено реализовывать самим санаториям. Это, по сути дела, нас и спасло. Конечно, не все сначала шло гладко и легко, мы учились. Очень сложно воспринималось населением понятие платных санаторных услуг- люди привыкли к льготным путевкам. Самое главное, наши сотрудники усвоили - не надо ждать отдыхающего, надо его искать, надо идти ему навстречу, надо суметь ему предложить и доказать, что наши санаторно-курортные услуги лучше, чем где бы то ни было. Коллектив быстро сориентировался, поверил в рыночные отношения - особенно когда из первых заработанных денег определенное количество средств пошло на премии, на дополнительные социальные льготы, люди почувствовали реальную пользу от того, что мы делаем. Нам удалось за неполные четыре года увеличить среднюю заработную плату в санаториях СКЗУ в три и семь десятых раза.
- Как выглядит социальный срез отдыхающих в здравницах управления с учетом того, что около 50% путевок идет в свободную продажу?
- Многие из тех, кто покупает путевки в наши санатории, принадлежат к так называемому среднему социальному слою. Немало отдыхающих относятся к социально незащищенным слоям населения. Они приезжают на отдых за счет различных источников финансирования. Например, сейчас ряд современных руководителей заботятся о здоровье своих коллективов, покупая путевки для сотрудников. Путевки на лечение сахарного диабета, туберкулеза и детские путевки оплачивает государство. Хотя в последнее время из-за того, что у нас значительно улучшилось качество медицинских услуг и сервис в детских санаториях, родители стали за очень умеренную плату с удовольствием приобретать путевки. Как следствие в последнее время детские здравницы управления полностью загружены – заполняемость 100% и выше. Надо сказать, что за четыре года в среднем по СКЗУ планка заполняемости за год ни разу не опускалась ниже ста процентов, а в 2002 году средняя заполняемость здравниц СКЗУ составила почти нереальную цифру - 104,4%! С одной стороны, переполненность - это не очень хорошо, но с другой - это говорит о высокой востребованности российских курортов.
- Сейчас многие поняли, что отдыхать и лечиться лучше именно на российских курортах. Чего же хочет современный отдыхающий от отечественного санаторно-курортного учреждения?
- Он хочет, находясь в отпуске, жить в роскошном отеле, ходить в роскошный ресторан, лечиться в современной клинике, и чтобы все это было под одной крышей и называлось санаторием. Сейчас здравницы СКЗУ именно над этим работают. Например, санаторий «Луч» открыл небольшой ресторан, и он пользуется огромной популярностью. Это не значит, что у нас нет диетического питания, но оно далеко не всем нужно. Мы не должны человека ни в чем ограничивать, у него должно быть право выбора сервисных услуг, в том числе и в вопросах питания, но необходимо, чтобы все это происходило под контролем врача.
- Насколько мне известно, по законодательству санатории относятся к категории учреждений здравоохранения и не имеют права в свою структуру вводить бары, рестораны и кафе. Хотя потребность в них достаточно высока, потому что далеко не все отдыхающие хотят сидеть на диете и соблюдать «сухой закон»…
- Мне кажется, в санаториях надо очень разумно подходить к этим вопросам. Есть больные, которым непременно надо соблюдать строгий режим питания. Мы обязаны говорить и предупреждать отдыхающего о тех или иных последствиях, но мы не можем запретить ему жить так, как он хочет. Замечено, что в санаториях, где есть бары с дорогими высококачественными напитками и качественным обслуживанием, как правило, не бывает пьяных среди отдыхающих. Идет формирование культуры пития и, по большому счету, формирование поведенческой культуры. От тридцати граммов коньяка или бокала шампанского никто не опьянеет. И я думаю, что многие курортные организации согласятся со мной – надо разумно внедрять такие услуги. И не надо их бояться, поскольку можно иметь полсанатория пьяных при отсутствии винного магазина ближе, чем за пять километров.
- В СКЗУ на протяжении многих лет реализовался целый ряд федеральных целевых программ по оздоровлению, некоторые из них вполне можно назвать уникальными…
- Наши санатории продолжают активно участвовать в реализации федеральной программы «Дети Чернобыля». Мы одними из первых в стране перепрофилировали часть санаториев в федеральные центры по реабилитации больных из зоны радиационных катастроф и до сих пор плотно этим занимаемся. По этой теме мы накопили огромный опыт, который реализовался в ряде научных исследований, монографий, им пользуются во многих санаториях не только нашего управления. Мы активно участвуем в реализации программы «Туберкулез», очень актуальным сегодня является лечение больных сахарным диабетом. Реабилитационный центр на базе санатория Калинина в Ессентуках работает около года и уже завоевал огромную популярность - там более 10 лет существует очень хорошее диабетологическое отделение, которое мы трансформировали в центр, расширив до 150 коек. В текущем году мы должны пустить в эксплуатацию еще одно отделение для больных сахарным диабетом на базе детского санатория «Юность». Природные бальнеологические факторы помогают в комплексном лечении этой сложной болезни.
- Как ваши здравницы взаимодействуют с муниципальной властью городов-курортов, и насколько вами «охвачены» в плане оздоровления жители края?
- Многие годы количество краевых отдыхающих в процентном соотношении на Кавминводах составляло меньшинство. Это абсолютно неправильно. Очень хорошо, что по инициативе губернатора СК А. Черногорова в краевую программу по охране здоровья населения впервые целым блоком вошли вопросы взаимодействия городского, сельского, муниципального и краевого здравоохранения со всеми санаторно-курортными учреждениями КМВ. Мы должны заботиться о том, чтобы в первую очередь санаторно-курортную помощь получало население края. И здесь Северо-Кавказское зональное управление показывает пример - сотни жителей Ставрополья отдыхают в здравницах СКЗУ по бюджетным, то есть бесплатным путевкам. После июньского наводнения в санаториях СКЗУ безвозмездно отдохнули более 750 детей и около 300 взрослых. Кроме того, у нас сложились очень хорошие отношения с министерством здравоохранения края, с органами здравоохранения в каждом городе-курорте, с главами администраций. Мы принимаем на отдых и лечение ветеранов ВОВ, участников военных действий, ветеранов труда. В составе СКЗУ имеется единственная в стране федеральная курортная больница, расположенная в Кисловодске. Большая часть ее пациентов – жители Кисловодска и Кавминвод.
- Различные формы собственности санаториев, местные проблемы муниципальных образований, не всегда идущих «в ногу» с государственными структурами, создают некое «броуновское движение» интересов, которое мешает формированию мощной единой структуры, способной продвигать интересы региона на федеральном уровне. Что, по вашему мнению, должно стать связующим звеном, благодаря которому федеральный курорт Кавминводы сможет громко и убедительно о себе заявить?
- Активное государственное регулирование. По моему мнению, администрация КМВ должна быть наделена более широкими властными полномочиями, чтобы эффективно координировать развитие региона. Кстати, почти двухсотлетний опыт управления курортами говорит о том, что только государство в таком масштабе может решать все вопросы. Интересы санаторно-курортного комплекса КМВ надо лоббировать в высших эшелонах государственной и законодательной власти – жестко и постоянно. Вопрос расширения властных полномочий администрации Кавминвод особенно актуален сейчас, когда идет разработка и обсуждение Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.
- У вас в управлении постоянно ведется научно-исследовательская работа, многие ваши врачи являются и серьезными учеными…
- В регионе мы поддерживаем творческие отношения с Пятигорским НИИ курортологии и физиотерапии, ученые института являются научными консультантами здравниц. В нашем коллективе есть доктора, кандидаты наук, на сегодняшний день ведется ряд диссертационных исследований. И эти диссертации написаны не для того, чтобы лежать на полках, – все они посвящены актуальным вопросам развития санаторно-курортного дела на КМВ. Кроме того, здравницы СКЗУ сотрудничают с 15-ю научно-исследовательскими и академическими институтами страны.
- Очень много денег в СКЗУ расходуется на повышение комфортности здравниц, на их реконструкцию. Вы в этом деле руководствуетесь западными образцами или пытаетесь создать свой, кавминводский стиль?
- Мы, конечно, можем перенимать опыт зарубежных коллег, но нельзя автоматически, как матрицу, переносить его в наши условия. В свое время вышла статья «Здесь никогда не будет Монте-Карло», в которой я написал, что нам не надо превращаться в Монте-Карло, нам надо оставаться Кавказскими Минеральными Водами. Накапливая мировой и отечественный опыт, необходимо учитывать менталитет нашего отдыхающего, наши конкретные условия, особенности курортного рынка России. Как правило, российский отдыхающий не имеет времени, а чаще - возможностей, обследоваться в современных клиниках. Еще в советскую эпоху сложилось мнение, что на курортах работают лучшие врачи, санатории оснащены самым современным оборудованием – и диагностическим, и лечебным. Поэтому человек, готовясь ехать на курорт, думает: «Вот приеду в санаторий и все решу». Он свято верит, что его на курорте обследуют, поставят диагноз, вылечат - и все за 24 дня. При этом он еще хорошо отдохнет, где-то побывает… Такова особенность российского отдыхающего, и если мы будем игнорировать его запросы, ориентируясь на Запад, потеряем миллионы курортников. Поэтому у каждого санатория должен быть свой стиль – либо медицинская технология, либо прекрасно решенные вопросы питания, либо что-то необычное в сервисном обслуживании. Должна быть своя ярко выраженная индивидуальность. Это один из залогов успеха и конкурентоспособности.
- По количеству инновационных технологий конкурентам вас нелегко обогнать - в прошлом году на форуме «Здравница -2002» СКЗУ и ряд санаториев управления стали лидерами курортного дела. «Горный воздух» был признан лучшей здравницей России, санаторий «Луч» лучшей здравницей по внедрению современных медицинских технологий…
- Первое, что делает наш отдыхающий, когда приезжает на курорт, спрашивает, что нового применяется в лечении, в диагностике - за рубежом отдыхающие таких вопросов, как правило, не задают. У нас появился современный компьютерный томограф – ни один санаторно-курортный комплекс в стране его не имеет, мощное рентгенодиагностическое оборудование. Мы много внимания уделяем развитию лабораторной службы санаториев - у нас есть не только клинические и биохимические лаборатории, но и иммуноферментная лаборатория, едва ли не единственная в крае. Используются и методы нетрадиционной медицины, которая сейчас очень популярна, – ароматерапия, фитотерапия и т. п.
- Какими вам видятся перспективы развития курортов Кавминвод?
- Как профессионал я уверен, что у курортов КМВ многообещающее будущее. Для этого есть все предпосылки – великолепные гидроминеральные ресурсы, сильнейший кадровый и научный потенциал. У людей в последнее время резко усилился интерес к здоровью – особенно у тех, кто интенсивно работает и имеет возможность своим здоровьем заниматься. Сегодня многие понимают, что восстанавливать здоровье - это дорогое удовольствие, профилактика намного дешевле. Поэтому в последние годы востребованность курортов КМВ превысила все ожидания. Они находятся на подъеме, и так будет продолжаться, особенно если наши интересы будут поддерживаться на государственном уровне.
- По вашему мнению, празднование юбилея Кавминвод повлияет на дальнейшее развитие региона как федерального курорта?
- Юбилейные торжества, посвященные 200-летию Кавказских Минеральных Вод, – событие выдающееся, и это красноречиво подтверждено указом президента РФ В. Путина. Это событие не регионального, не краевого, а федерального масштаба. Руководство края и КМВ делает все возможное и невозможное, чтобы провести праздник достойно – и так будет. Это не праздник ради праздника, это реальная возможность обратить внимание властных структур и российской общественности на то, каким уникальным бальнеологическим курортом являются Кавминводы, на роль и место здравниц региона в восстановлении здоровья нации. И хотелось бы, чтобы руководство страны не только по достоинству оценило возможности нашего курорта, но и оказало конкретную практическую помощь в деле его развития.
- И последний вопрос. Руководя такой махиной, думается, вы редко находите время для отдыха, и все же, чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Есть у вас хобби, увлечения?
- Я считаю, что не всегда умею рационально отдыхать. Очень люблю природу и с удовольствием выбираюсь куда-нибудь со своей семьей: со своим уже взрослым сыном, невесткой, женой. Очень люблю классическую пейзажную живопись, музыку. Но больше всего люблю работать – это мое хобби…