Фармрынок: от хаоса – к порядку
Всем известно, что без лекарств сейчас, к сожалению, невозможно представить себе человеческого существования. И оттого, найдем ли мы вовремя в аптеке нужный препарат, будет ли он нам по карману, зависят не только наше мироощущение, но и здоровье, а нередко – и жизнь. Вот почему фармацевтическая отрасль всегда была и остается одной из самых социально значимых.
Переход к рынку в этой сфере, отмечалось на коллегии, во многом носил хаотичный характер. И на Ставрополье в короткое время возникла обширная сеть коммерческих посреднических звеньев и аптечных учреждений. Это позволило избавиться от многолетнего дефицита лекарственных средств. Сейчас в аптеках края пациентам предлагают более 6,5 тысячи наименований препаратов, однако из-за дороговизны самые эффективные из них недоступны большинству населения.
Появились и другие проблемы. Количество вновь открываемых аптечных пунктов так стремительно росло, что теперь оно в 2,5 раза превышает норматив, действовавший в прежние времена. На ставропольском фармацевтическом рынке сейчас действуют 1720 субъектов, а государственные и муниципальные аптеки составляют лишь 38 процентов от общего числа учреждений, торгующих медикаментами. Естественно, наладить контроль за организацией лекарственного обеспечения населения в таких условиях нелегко.
А делать это необходимо, потому что возникла масса нарушений. Многие аптечные ларьки и киоски не имеют необходимого оборудования и надлежащих условий для хранения лекарств, в некоторых из них работают непрофессионалы. А в результате в продажу поступают недоброкачественные, а иногда и фальсифицированные препараты, представляющие угрозу для здоровья людей.
Созданный при фармуправлении краевой центр сертификации и контроля качества лекарственных средств только в прошлом году изъял из реализации 59 серий забракованных и 52 серии поддельных препаратов. Фальшивками в основном оказались медикаменты из Польши, Венгрии, Германии, а отечественные подделки составили лишь семь процентов.
Для упорядочения ситуации на фармрынке в крае было принято несколько законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих фармдеятельность. Правительство старалось влиять на ценообразование лекарственных средств, право на лицензирование фармацевтической деятельности передало управлению по фармации и медтехнике. Был взят курс на укрепление государственного оптового сектора аптечной системы и на сокращение мелкорозничной коммерческой торговли. За прошлый год 130 киосков, не отвечающих санитарным и отраслевым стандартам, лишились лицензий. Но вызывает определенное беспокойство тот факт, что из 140 оптовых фармпредприятий на территории края государству принадлежат только три.
На коллегии много внимания было уделено экономической стороне фармдеятельности. Чтобы повысить рентабельность государственных и муниципальных аптек, решено предпринять ряд шагов. Сейчас они, выполняя социальные функции по обслуживанию лечебных учреждений, а также инвалидов, ветеранов и других льготников, зачастую оказываются в тяжелом финансовом положении и не могут конкурировать с частными аптеками. Долг ЛПУ за отпущенные лекарства, к примеру, превысил восемь миллионов рублей, а минфин края задолжал за отоваренные бесплатные и льготные рецепты пять миллионов.
Государственные и муниципальные аптеки нуждаются в помощи и со стороны администраций городов и районов в виде предоставления различных льгот при оплате аренды, выделении кредитов, помещений и т.п.
Для полноценного обеспечения лечебного процесса в ЛПУ края коллегия предложила увеличить централизованные закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, выходить на прямые связи с производителями, минуя перекупщиков, и делать это с помощью открытых конкурсов.
В работе коллегии принял участие и выступил заместитель председателя правительства края Н. Пальцев.