Уникальная коллекция — на добрую память
Много лет Михаил Колесников был сотрудником «Ставропольской правды», и для большинства из нас он навсегда остался «просто» Мишей, с которым вместе ходили на редакционные задания. Сколько их было у него за четверть века беспокойной репортерской службы! И почти всегда – срочно, в номер. Но неизменно в этой будничной суете он умудрялся оставаться Художником в самом высоком смысле этого слова. Для него не было второстепенных заданий или тем, в самом мелком факте его фотокамера открывала что-нибудь свое. За талант, а еще больше за человечность и трудолюбие его все любили, потому его уход восприняли с болью. Сегодняшнее возвращение Миши – через творчество – к людям воспринимается как акт безусловной, высшей справедливости по отношению к его памяти.
Музейщики, принимавшие архив М. Колесникова, сердечно благодарили его вдову за поистине бесценный дар. Бесценный для музея в особенности. Ведь по сути дела только музей и занимается комплектованием фотографических фондов, и именно здесь могут по-настоящему оценить важность факта дарения. В архивах фото, как правило, лишь сопутствует какому-либо документу. Музей уже много лет формирует самостоятельный фотофонд как отражение той или иной эпохи, причем формирование это шло разными путями. Серьезной вехой в этом направлении стало сотрудничество музея со «Ставропольской правдой», когда фотокоры сдавали снимки в газету, а после публикации весь отработанный фотоматериал попадал в музей стараниями прежде всего бывшего в ту пору ответственным секретарем редакции А. Маяцкого и бывшего директора музея В. Госданкера.
Времена меняются, люди тоже. В последнее десятилетие фотографы готовы отдавать музею снимки лишь за плату. Вот и приходилось чаще буквально выпрашивать фотокопии, представляющие интерес для той или иной экспозиции. Другое дело – газета, которая держит руку на пульсе жизни края день за днем. В том числе и фотокорреспонденты, чьи работы представляют срез определенного отрезка времени. Музейные работники, продолжая сбор фотоматериалов, естественно, привлекали к этому и Михаила Колесникова. Еще при его жизни состоялся разговор о возможной передаче музею части его личного фонда. И он тогда единственный из корреспондентов согласился это сделать, просил лишь дать срок подготовиться. А первым шагом должна была стать его персональная выставка в стенах музея. Увы, судьба распорядилась иначе… Но фонд М. Колесникова теперь в музее все-таки есть.
Принимавшие коробки с негативами, снимками и картотекой музейщики были потрясены свалившимся на них богатством. «Такого я еще никогда не видела!» – призналась Татьяна Катаева, а она уже семь лет специализируется на работе с фотоматериалами. Разумеется, забот музейщикам здорово прибавилось: один лишь просмотр всех материалов может занять несколько месяцев! Точное количество этих материалов не знает пока никто. А еще ведь нужно будет все систематизировать, разложить по датам, по темам и т. д. Каждый снимок, каждый негатив описать по всем правилам музейного дела, определить его место как в самом фонде, так и в запасниках музея в целом. Трудно заранее определить, сколько все это потребует времени и сил. Но сотрудники отдела фондов говорят об этом с предвкушением этакого профессионального удовольствия, когда наряду с рутинными обязанностями работа обещает и, безусловно, интересное содержание, да и эстетическая сторона немаловажна. А то что снимки М. Колесникова в большинстве своем несут в себе и глубину, и эстетику, - очевидно. Т. Катаева, делясь со мной первыми впечатлениями от материалов, уже подметила, например, такую деталь: нередко черно-белые фото рядом с цветными, сделанными на более современной аппаратуре, выглядят гораздо художественнее и достовернее. Они своей подчеркнуто ограниченной гаммой словно оставляют простор зрительскому глазу, самостоятельному осмыслению кадра… По сравнению с многими из них цветные фото, хоть и яркие, и сочные, а все же смотрятся как-то плоско, упрощенно. Парадоксы творчества, всегда побеждающего ремесло.
Кстати, как говорят специалисты, именно черно-белые фото и хранятся лучше. Впрочем, если в этом году музей получит новое оборудование (а его обещают), то перевод фото в электронную версию позволит хранить фонды и в компьютерной памяти, но об этом здесь пока только мечтают, причем – негромко, чтоб не сглазить…
А что же будет далее со всем этим богатством в стенах музея? Разумеется, как и остальные фонды, фонд М. Колесникова включат в музейную жизнь – то есть в экспозиционную деятельность. Первым шагом может стать персональная выставка фотомастера, не состоявшаяся ранее, а теперь едва ли не обязательная.
- Мы готовы организовать такую выставку уже в ближайшее время и, надеюсь, совместно со «Ставропольской правдой», - говорит Николай Охонько. – Основной темой ее может стать образ нашего края, созданный Михаилом Колесниковым. Он ведь действительно всем своим творчеством много лет день за днем создавал этот образ. Чего стоит, например, потрясающий исторический отрезок времени перестройки или посткоммунистический период на Ставрополье… Такие коллекции, поверьте на слово, высоко ценятся на мировом уровне! Не сомневаюсь, что рано или поздно фонд Колесникова станет объектом научных исследований.
Надо ли говорить, что нам, газетчикам, очень даже по душе идея такой выставки, и, разумеется, редакция «Ставропольской правды» примет участие в ее организации: это будет и дань памяти товарищу, и дань уважения Художнику, и дань признательности его близким, совершившим благородный жест передачи фонда в музей. Радует, конечно, и то, что отныне снимки М. Колесникова станут непременными участниками новых экспозиций, как это и было при его жизни, а значит, творчество его словно продолжится, пусть и в ином качестве. И всегда при этом будет звучать имя Михаил Колесникова, оставившего всем нам, ставропольцам, такое творческое наследие. (К сожалению, сегодня очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда имя фотографа, фотомастера то и дело «забывают» упомянуть, хотя и весьма активно эксплуатируют его работы в своих целях.)
Представляет значительный интерес и возможность издания отдельного фотоальбома М. Колесникова. Сегодня такой альбом пошел бы, что называется, «на ура», как уверяют знающие люди. Да и многие из нас на своем обывательском, в смысле – обычном, человеческом уровне уже давно ощущают нехватку подобного рода изданий, посвященных Ставрополью. О необходимости таких изданий неод-нократно говорил губернатор края А. Черногоров, призывая специалистов подумать над этим. Надо наконец привлекать широкое внимание к Ставрополью не только соседством с Чечней, но прежде всего – теми же курортами Кавминвод, хлебными и иными богатствами края. И в этом отношении наследие М. Колесникова - настоящий кладезь, в использовании которого, кроме властных структур и музея, считаю, обязана принять участие и краевая организация Союза журналистов. Если мы говорим, что гордимся такими журналистами, каким был М. Колесников, то не можем остаться в стороне от сохранения и популяризации его творчества.