00:00, 31 марта 2003 года

Возвышенные чувства педагога

...Кабинет Алексея Егоровича – просторный, светлый, обставлен скромно, но по-современному. Еще года нет, как министерство переехало в новое здание. Хлопот у министра по этому поводу было много.

В центре кабинета – большой аквариум. Сразу вспомнилось, что, когда А. Шабалдас возглавлял вечерний лицей, такие же аквариумы с золотыми, зелеными и красными рыбками появились во всех кабинетах и коридорах. И это не дань моде, а искренняя любовь к живому миру.

За окнами министерского кабинета в разгаре строительство.

- Расширяться думаете?

- Хочу поближе перевести краевой институт повышения квалификации работников образования, сколько лет уже они существуют в старом, ветхом здании…

Родился он в далеком Туркменском районе, в селе Камбулат. Детей в семье было пятеро, мать и отец – колхозники, с утра до вечера пропадали на работе. С шести лет Алексей пошел пасти овец, зарабатывал для семьи. Так начались его университеты.

- В школе я был прилежным учеником, - вспоминает А. Шабалдас. – Учиться мне нравилось, науки давались легко, кроме одного предмета – русского языка. Но я всегда был упрям, наверное, это помогло закончить школу с золотой медалью. Получил аттестат, решил осуществить свою мечту – стать хирургом. На вступительных экзаменах в медицинский институт срезался. Двойку получил по русскому языку…

Для себя юноша решил, что пойдет работать на кошару, чтобы спрятаться от всех: было стыдно за провал. Его жизнь, как это и бывает, изменил случай: директор школы посоветовал поступать в Ставропольский государственный пединститут. Сказал, даже рад, что Алексей не станет медиком, поскольку педагогические способности у него явно есть. Парень поработал в школе вожатым, подготовился заново и через год поступил в СГПИ… на филологический факультет. Решил все же доказать себе, что русский язык сможет выучить. Вуз закончил блестяще – с красным дипломом. И, видно, было в нем что-то, отчего предложили ему поехать работать сразу директором школы на хутор Красный Октябрь Александровского района. На место прибыл с молодой женой – выпускницей того же факультета.

- С возвышенными чувствами вошел я в класс. Общение с детьми, их заинтересованные глаза рождают ощущения, которые понять могут только учителя: осознаешь всю значимость своей работы. Педколлектив был небольшой – 15 человек, но к каждому надо было найти подход. Учиться новому я люблю до сих пор, а тогда ездил к коллеге И. Авдеенко, директору школы из близлежащего села, советовался, перенимал его опыт.

Затем А. Шабалдас возглавлял школу в селе Старомарьевка Грачевского района. Там понял, как важно в школе присутствие мужчины-учителя. Однажды пришла к нему мать, которая одна воспитывала пятерых детей. Сказала, что раньше детей в школу палкой было не загнать, а теперь бегут на уроки к молодому директору.

- Я понял, как ребятишкам не хватает мужского внимания. А тут они придут, на перемене о чем-то спросят, а им это очень нужно…

Вновь в школу и вновь директором Алексей Егорович пришел уже в девяностые годы. Позади была работа в партийном аппарате, должность начальника управления образования края. Настал момент, когда вновь потянуло непосредственно к педагогическому труду. Десять лет А. Шабалдас возглавлял вечерний лицей Ставрополя. При нем бывшая заурядная вечерняя школа стала уникальным учебным заведением, не раз получала дипломы всероссийских конкурсов «Лидер в образовании» и «Школа века».

- Положа руку на сердце скажу, что учились у нас в лицее не самые легкие и не самые успешные ребята. Но весь педколлектив старался, чтобы им было уютно (для того и аквариумы поставили), чтобы они чувствовали, что взрослые люди хотят их понять и помочь. Ребята знали, что в случае неприятностей они могут на меня положиться, могут прийти ко мне в любой момент. Я старался настроить на это и педагогов. Например, у ученика почти одни пятерки и лишь по одному предмету – «3». Кто виноват? Я думаю, что и учитель, ведущий этот предмет. И не нужно становиться в позу и говорить, что физика или химия «не для его ума», а нужно помочь.

И еще мне очень не хотелось быть пугалом. Ведь как бывает: ребенок плохо себя ведет, его ведут к директору. Я считаю, что с учителя требовать нужно больше, чем с ученика. Не все педагоги это выдержали, зато остались в коллективе действительно «золотые кадры». Кроме того, лицей в рыночных условиях учился зарабатывать деньги. Мы открыли курсы для беженцев и вынужденных переселенцев, обучали их новым профессиям. Финансировало проект УВКБ ООН. В лучшие времена мы зарабатывали в год до 1 миллиона 700 тысяч рублей. На эти деньги лицей строился, ремонтировался, расширялся.

На посту министра образования края А. Шабалдас чуть более двух лет. Когда давал согласие занять должность, понимал, что это колоссальная нагрузка и ответственность. Сразу столкнулся с серьезной проблемой: многие директора школ и даже работники минобразования не хотели перестраиваться в новых экономических условиях. Поначалу он часто слышал: нет денег, нет кадров, нет материалов, я за это не отвечаю… Сейчас, спустя два года, Алексей Егорович считает, что ситуацию удалось переломить.

- Об этом свидетельствуют и факты, - разъясняет министр. – Если в 2000 году ПТУ заработали на дополнительных образовательных услугах 50 миллионов, то в 2002-м - 100 миллионов. Люди увидели, что развиваться можно и в нынешних трудных условиях рынка.

Началась модернизация образования. Перед министерством – новые задачи.

- Для меня одна из наиболее важных, - говорит Алексей Егорович, - сохранение и укрепление здоровья детей, их разгрузка. Образование России, края в том числе, движется в этом направлении, но не так быстро, как хотелось бы. Нужны годы, чтобы перестроить содержательную часть образования. Любые реформы проводить трудно именно поэтому: люди настроены на сиюминутный результат. И все же многие уже понимают, что перемены в образовании необходимы. При этом мы не отказываемся от прошлого опыта, мы за то, чтобы взять из него все самое лучшее. Хочется, чтобы школа воспитывала в детях лидерские качества, чтобы они росли патриотами своей страны, осознавали, что эти чувства начинаются с любви к природе и своей истории. Вот это и есть главные проблемы модернизации.

- Ваша семья вас поддерживает?

- Супруга Надежда Петровна очень поддерживает, хотя часто и критикует, так как всю жизнь проработала в школе. Она считает, что ей со стороны виднее… Дети не пошли по нашим стопам, оба сына стали военными. Они тоже стараются меня выслушать, поддержать; хотя не все видят так же, но мнение не навязывают. Очень вдохновляет появление на свет внучки Настеньки, ей в апреле будет годик…

На мой вопрос, не хочет ли министр накануне юбилея подвести какие-то итоги своей жизни и работы, он ответил, что главный итог – то, что состоялся как личность, как руководитель. А мечта у него одна: чтобы образование Ставрополья стало одним из лучших в России.

Мария БАЕВА