Жизнь, которая не остановилась…
Юля была вторым, поздним, но очень желанным ребенком в семье. Когда в дом пришла беда, ни врачи, ни близкие не знали, чем помочь, где найти нужные слова, чтобы утешить. Валентина Ивановна бросила работу, хотя была там на хорошем счету, могла сделать карьеру. Она быстро поняла, что бороться за счастье ребенка ей и ее семье придется в одиночку. Перелопатила массу медицинской литературы, ходила в библиотеки, следила за газетами и журналами, все надеялась найти чудодейственное лекарство, которое вылечит дочку. Вместе с мужем они изобретали всевозможные приспособления, которые могли помочь девочке удобно сидеть и лежать…
Шло время. Несмотря на проблемы со здоровьем, Юлечка росла смышленым ребенком. Рано научилась читать и писать, знала много стихов. Родители понимали, что, согласись они на домашнее обучение, дочка вырастет одинокой, со временем между девочкой и сверстниками образуется пропасть. Валентина Ивановна пошла на отчаянный шаг. Юлю записали в обычную школу. И в первый класс мать с дочкой пришли вместе, сели за одну парту. Сейчас девочка учится в 9 классе. Валентина Ивановна с гордостью говорит:
- Юлечка у нас круглая отличница, в прошлой четверти всего одна текущая четверка была. Учителя в шутку называют ее «тяжелой артиллерией». Если на уроке никто не знает ответа на вопрос, у Юли он есть всегда. А знаете какой это дружный и сплоченный класс! Учительница сразу поговорила с детьми, тогда первоклассниками, объяснила им, что Юля такая же, как они, только болезнь повредила ей ручку и ножки. А ей так же, как всем, хочется и с детьми играть, и гулять, найти себе друзей. Ребята близко приняли к сердцу эти слова. И никогда конфликтов не возникало.
Тут Юля вспомнила случай. Раз одноклассник нечаянно задел ее на перемене плечом. Извинился и убежал. Через урок подходит и говорит: «Я не больно тебя ударил?» - «Да нет, - отвечаю, - все нормально». Прошел еще урок. Он опять подходит: «Ты не обиделась?» - «Да нет же, - говорю, - я и не заметила». Видно было, что он очень переживает.
- Люди привыкли, что мы с Юлей вместе ходим в школу, - продолжает Валентина Ивановна. – Уже не обращают на это внимание. Но стоит появиться в театре, музее, а мы очень любим ходить на спектакли, вернисажи – смотрят с некоторым недоумением. Что инвалиду здесь делать? Косые, непонимающие взгляды. Но мы, можно сказать, привыкли к этому. Живем, насколько позволяют финансы и здоровье, в свое удовольствие.
Совсем недавно сбылась давняя мечта Юли. Ей так хотелось побывать за рубежом. По приглашению Канадского центра по изучению инвалидности Юля с мамой провели две недели в Канаде. Несколько лет назад делегация из этой страны приезжала в Ставрополь, знакомилась с тем, как люди с ограниченными возможностями живут у нас в стране. Побывали они и в ставропольской средней школе № 7, где учится Юля. Познакомились с ней и ее семьей. Благодаря этому мечта девочки превратилась в явь. (Сейчас канадцы вновь в Ставрополе, приехали с гуманитарными целями, одна из которых – помочь общественным организациям, работающим с инвалидами).
- Мы побывали в провинции Монитоту, - говорит Валентина Ивановна. – То, что увидели, нас буквально потрясло. Там все приспособлено для того, чтобы облегчить инвалидам жизнь. Всюду пандусы – в школах, театрах, кафе. У магазинов стоят всевозможные ходунки. Существует целая сеть специализированных магазинов для детей с ограниченными возможностями. Например, мы Юле купили чистки овощей, который крепится к руке…
- Канадцы были удивлены, - продолжает Юля, - что у нас дети-инвалиды находятся на надомном обучении или в коррекционных школах. «Это нарушение прав человека», восклицали они. Я познакомилась там с Полом, он учится в 12 классе, у него ДЦП, разговаривать он вообще не умеет. Свое согласие и несогласие с чем-либо он показывает, открывая или закрывая глаза. Утром автобус привозит его к школе, а там уже ждет ассистент учителя. Помогает дойти до класса, сидит рядом за партой. Для Пола и еще одного мальчика-инвалида в школе соорудили лифт, есть пандусы. В других школах я видела даже специальные велосипеды, на которых можно передвигаться по коридорам… Однако по уровню образования наша школа лучше. Мне удалось побывать на уроках. В 5-м классе дети только знакомились с понятием «треугольник». Уроки проходят не так строго, как у нас. В младших классах упор делается на то, чтобы приучить ребенка к жизни. К примеру, учитель дает ученику деньги и отправляет в магазин за покупками. Ребенок должен купить продукты к ланчу.
Валентине Ивановне в Центре дали массу литературы, которая может помочь людям с ограниченными возможностями и их близким адаптироваться к жизни. Она ее уже перевела, ей сейчас очень хочется встретиться с людьми, которых постигли такие же проблемы, поделиться с ними опытом.
На днях Юле исполнилось 15 лет. Она пишет прозу и стихи. Ее рассказы публиковались в нескольких ставропольских газетах. Юля – лауреат многих краевых и городских конкурсов среди детей-инвалидов.
Но при всех этих достоинствах мама все же волнуется за будущее дочки. Что с ней будет дальше? Куда пойдет учиться? Как будет зарабатывать на хлеб? Сама Юля подумывает стать психологом. Хочется верить, что у этой хрупкой, улыбчивой девочки все получится. В ее жизни было достаточно трудностей и преград, как мне кажется, она справляется с ними достойно.