Большие глаза, открытая улыбка...
Маленькая игра. Представим, что мы сидим за компьютерами, я – в Ставрополе, Лена, допустим, - в Гонконге, который ей очень нравится. «Опиши свое лицо», - прошу я Лену. Следует немедленная реакция: «Открытая улыбка. Большие глаза»… Лена весело смеется, и на этом наша игра кончается.
Мы находимся в лицее N14 Ставрополя, в кабинете завуча по науке. Уйдя на урок, она оставила нас побеседовать. Обладательница больших глаз Елена Румянцева – ученица 11 класса. Она – страстная компьютерщица и действительно имеет звание академика Московской школьной физико-технической академии, которое ей присвоили за научную работу «Нейронные сети». На академика она, естественно, не похожа. И о своих математических способностях говорит легко и просто: «Если по-настоящему заниматься, результат будет у любого». В это приходится верить, потому что сама Лена «по-настоящему» занимается всего третий год. В 14-м лицее она появилась, приехав из села Степного, куда ее отца, в то время военнослужащего, пригласили работать из Подмосковья. Лена училась неплохо, но ни о каких своих математических талантах даже не подозревала. В ее прежней школе была определенная психология: «будь, как все, и не выделяйся». Но не выделяться было трудно. Лена читала Маркеса, Ричарда Баха, ездила с родителями на фестивали бардовской песни. Для своих сельских друзей оставалась неисправимо городской… Новая жизнь началась в Ставрополе. В лицее оказалась противоположная психология: в каждом человеке есть свой талант, надо только его отыскать и очень-очень в себя поверить.
Однажды Лена услышала, что в знаменитую московскую «Баумановку» (МГТУ) большие наборы на бюджетной основе, но конкурсы, конечно, огромные. Лену это не смутило. Появилась серьезная цель: поступить на ИУ- 7, факультет информатики. Жизнь стала выстраиваться логично и разумно. Первые призовые места на математических олимпиадах. Приглашение в «Поиск» - Ставропольский центр для одаренных детей. Учеба в Малой академии, научные работы. Научные университетские руководители. Поездки в Москву… Но параллельно реальной школьной жизни происходила жизнь виртуальная. В 9 классе Лене купили компьютер, она и ее папа с головой ушли в новую стихию. Вскоре учительница обратилась к отцу: «С Леной что-то происходит. У нее отсутствующий вид». Отец смущенно слушал и из вежливости скрывал признание, что и с ним тоже «что-то происходит». Все это, к счастью, теперь позади и даже веселит их. «Я прошла, - говорит Лена, - все стадии компьютерного посвящения – ставропольскую «Сметану» (местный чат SMTS), ФИДО, Интернет». А началось все с виртуальных романов. Один московский мальчик буквально преследовал ее, но однажды Лена узнала, что он попал в реанимацию: «Я плакала. Меня утешали мама и папа. Потом его друг сообщил мне, что мальчик умер от рака мозга. Я рыдала, но вскоре обнаружила его в «паутине». Ребята меня разыграли. Это был поучительный опыт. Вообще Интернет сделал меня личностью». Лена убеждена, что «хомо сапиенс компьютерный» раскрывается не так, как человек в обычной жизни. В Интернете нет времени на обдумывание, на создание образа, спонтанная реакция должна отражать суть. Лена научилась общаться, стала интересным собеседником, повысила самооценку. Но больше всего в Интернете она ценит искренность и возможность войти в поток серьезных научных идей.
В чем секрет успеха Лены Румянцевой? Во-первых, очень дружная семья: мама, папа, сестренка, соединение в их лице двух начал – технического и лирического. Папа по профессии связист, мама – режиссер. Они стремились дать дочери классическое воспитание. Уроки рисования, музыкальная школа – аттестат с отличием – все это теперь в ее творческом багаже. А еще воспитывали Лену в открытости, вместе думали и решали, что в жизни есть добро и что зло. Итог – искренние отношения с родителями, общие интересы… Во-вторых, - умная понимающая школа. И в-третьих, - сама Лена. Ее упорство, целеустремленность, умение организовать время: «Я совсем не болтаю по телефону!» Или: «Пять дней тружусь в школе, как пчелка, зато два выходных – мой праздник. Днем – научные занятия, вечером… Между прочим, люблю танцевать!»
Никто не мешает Лене жить содержательно и интересно. На Рождество с друзьями отстояла богослужение в Андреевской церкви. В Калмыкии, на недавних выходных, изучала буддийские храмы. Ей потому и интересен Гонконг – пример слияния восточной цивилизации с западной. Нравится виндсерфинг. Нравится участвовать в игре «Зарница» и размышлять о «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» - на краевом конкурсе сочинений Лена, писавшая об этой книге, заняла второе место. А со своими математическими задачками она разговаривает, как с живыми. Если что-то не получается, может и поругать их…
Сегодня в России, как и вообще в мире, происходит технизация жизни, когда знание не прорастает вглубь, не соединяется с сущностью. Все, как о спасении, мечтают получить «хорошую профессию», но не все задумываются над тем, поможет ли она преобразовать собственную личность.
Сопротивление технизации начинается там и тогда, когда человек превращает себя в объект познания. Семнадцатилетняя Лена Румянцева, сознает она это или нет, - пример такого сопротивления.